Новости |
«Шостакович». Открытие «Возвращения»
6 января в Рахманиновском зале консерватории в восемнадцатый раз открылся фестиваль камерной музыки «Возвращение».
Возвращение, как известно, - один из четырех вечных сюжетов. А вот о чем думали Роман Минц и Дмитрий Булгаков, организаторы и руководители фестиваля, называя так свой проект, достоверно неизвестно. Можно предположить, что как и во всем остальном в истории этого немолодого уже фестиваля, в названии заложено немало смыслов и аллюзий. Гораздо больше, чем в простой идее создания площадки для тех, кто выпорхнул из Гнесинки и покинул пределы родины.
Фестиваль проходит уже в 18-ый раз (причем в Рахманиновском зале - из-за ремонта в Малом), и очень красноречиво о нем говорит тот факт, что достать билеты на концерты фестиваля было практически невозможно задолго до его начала. Московским любителям музыки везет в 2015 году - год еще толком и не начался, а подарки высыпаются на них, как из порванного мешка Деда Мороза. Вот и концерт-открытие «Возвращения», стал одним из таких прекрасных подарков. Тем более, что и состоялся он в рождественский вечер 6 января…
Концерт был посвящен Шостаковичу и, по утверждению Романа Минца, программа подбиралась по принципу связи композиторов с Шостаковичем, в самом прямом и непосредственном смысле – исполнялись произведения людей, которые либо сами повлияли на композитора, либо пережили его значимое, а порой и определяющее влияние. Так или иначе, программа получилась уникальной и уже по сочетанию составляющих ее произведений сама стала весьма авангардным произведением искусства, и это даже если не принимать во внимание то, какие разные музыканты оказались на сцене Рахманиновского в этот вечер в одном концерте, пусть и не все одновременно.
Немалый сарказм (если не сатанинская ирония) видится даже в выборе произведения, которым программа открывалась – Галина Уствольская, для которой значение Шостаковича было столь огромным, что размеры его даже и оценить тяжело, в своем «Трио для кларнета, скрипки и фортепиано» 1949 года явно пыталась этого влияния не показать. Сложно судить, удалось ли это Галине, а вот про то, как ее творение исполнили кларнетист Антон Дресслер, скрипачка Ася Соршнева и пианистка Ингрид Флитер, можно сказать вполне определенно – это было очень хорошо. То, что делал Дресслер со своим кларнетом, вызывало дрожь у слушателей, и девушки от него не отставали.
Довольно странно после Уствольской и этого трио было услышать баховские Прелюдию и фугу до минор в исполнении Ксении Башмет, а после нее публику снова заставили волноваться Мария Алиханова, Сергей Полтавский и Татьяна Осколкова, исполняя «Трио для флейты, арфы и альта» одного из самых противоречивых и загадочных советских композиторов Мечислава Вайнберга. Мало кого и современники, и потомки оценивали так разнообразно, как Вайнберга, но всем нам было предоставлено доказательство того, что творец он настоящий и всегда найдутся прекрасные музыканты, готовые дать его творениям жизнь.
После Вайнберга нам снова подарили Баха, и это был стоящий подарок. Яков Кацнельсон вышел к роялю с той степенью сосредоточенности, которую редко нынче увидишь у музыканта, но с первых прикосновений к клавишам стало понятно, что сосредотачивался он не зря. Прелюдия и фуга соль минор были исполнены с теми глубиной и страстью, с которыми единственно и стоит браться за «Хорошо темперированный клавир», а мастерство и высочайший профессионализм Якова давно уже не вызывают ни у кого сомнений. Пожалуй, впервые за этот вечер зал взорвался неистовыми аплодисментами и «браво». И ведь было за что…
Закрывали программу первого отделения сам Роман Минц с Екатериной Апекишевой за роялем. Для себя они выбрали Сонату №1 для скрипки и фортепиано Альфреда Шнитке. Выбор смелый. Данное произведение Альфреда Гарриевича широко известно, исполнялось многими музыкантами, чьи имена навсегда остались в истории музыки. Роман и Екатерина смогли потрясти столь искушенный зал, заставить сопереживать и трепетать даже непростую публику, которая заполняла в тот вечер Рахманиновский зал.
В антракте, как, собственно, и перед началом концерта, очень сильно ощущалась та особая атмосфера, которой славятся все мероприятия фестиваля «Возвращение». Заметно было, что люди собрались не чужие, и к музыке, мягко говоря, неравнодушны. Воздух был полон тем особым электричеством, которое всегда присутствует там, где происходит что-то настоящее и большое.
Второе отделение открывал Михаил Мордвинов, и это снова был Бах – Прелюдия и фуга си-бемоль минор из первого тома «Хорошо темперированного клавира», и было это очень хорошо. А после замечательного Мордвинова мы еще раз увидели за роялем Якова Кацнельсона, который появился на сцене не один, а с одной из главных молодых звезд московского театра Новая Опера, баритоном Ильей Кузьминым.
«Песни странствующего подмастерья» Малера выглядели странновато даже на фоне в целом неоднородной программы, но исполнены были великолепно. Яков Кацнельсон в качестве концертмейстера был раскрепощен и бережен, а Илья Кузьмин продемонстрировал не только выдающиеся вокальные качества, но и замечательный драматический талант.
После Малера вернулись к Баху - Александр Кобрин исполнил Прелюдию и фугу до-диез минор все из того же первого тома «Хорошо темперированного клавира». Глубочайшее проникновение в баховский космос в сочетании с тончайшим мастерством и яркой индивидуальностью Кобрина не оставили публику равнодушной, а вот после Кобрина и Баха произошло то, что лично для меня стало кульминацией этого сверхнасыщенного музыкой и энергией концерта.
Михаил Мордвинов, Алиса Маргулис, Марьяна Осипова, Андрей Усов и Евгений Румянцев исполнили «Квинтет для фортепиано, двух скрипок, альта и виолончели» Георгия Свиридова. Что сказать…сухое слово «исполнили» очень мало подходит к тому, что сотворила эта великолепная пятерка со свиридовским произведением. Глубокий символизм квинтету придавало еще и то, что столь блистательное исполнение происходило в день памяти одного из самых странных и мистических русских композиторов XX века.
Последним номером в программе стало авангардное посвящение Денисова Шостаковичу - «DSCH» для кларнета, тромбона, виолончели и фортепиано. Немного жаль, что столь прекрасные Игорь Федоров, Александр Демиденко, Петр Кондрашин и Александр Кобрин показали нам именно этот классический пример классического советского авангарда, которые многие и авангардом- то не считают, за вполне очевидные вторичность и плоскость.
Завершился концерт-открытие «Шостакович» в полной темноте, под раскатистое «Родина слышит, Родина знает» из репродукторов…Открытие яркое, многомерное, неоднозначное, и очень глубокое, не оставляющее равнодушным. Именно таким, кажется, и должен быть настоящий подарок на Рождество. Спасибо, все получилось великолепно.
Закрытие фестиваля состоится 12 января, как раз под Старый Новый год….Уверены, это будет еще один удивительный подарок для ценителей музыки.
Ирина Шымчак
Фото автора
Анонсы |
-02.11.24-
-04.11.24-
-04.02.25-
-07.06.25-
-14.06.25-