• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



04.06.2021

«Парад дирижёров оркестров русских народных инструментов»
в Белгороде – радостный праздник музыки
и разговор профессионалов

Грандиозный форум «Парад дирижеров оркестров русских народных инструментов» прошел в Белгороде уже в пятый раз. Созданная по инициативе Белгородской филармонии, ее художественного руководителя и главного дирижера Белгородского академического русского оркестра Евгения Алешникова, уникальная творческая акция всероссийского масштаба уже стала традиционной для культурной жизни не только региона, но и всей России. Юбилейный, Пятый «Парад дирижеров» посвящен 160-летию со дня рождения основоположника оркестра народных инструментов, создателя Великорусского оркестра Василия Васильевича Андреева.

На сцене – Екатерина Мочалова, Евгений Алешников
и Белгородский академический русский оркестр.

«Парад дирижеров» постоянно расширяет серию своих мероприятий, находя новые формы и успешно развивая уже хорошо себя зарекомендовавшие за время существования форума. «Парад дирижеров оркестров русских народных инструментов» проводится с 2012 года, в формате «биеннале» - каждые два года. Ограничения, связанные с пандемией, внесли свои корректировки в график - запланированный на 2020 год юбилейный, Пятый «Парад» пришлось перенести на май 2021 г. С 17 по 20 мая цветущий весенний Белгород был наполнен звучанием национальных инструментов, не только традиционно русских, но и других народов России и стран ближнего зарубежья. Что ж, как раз 2021 год – год 160-летия со дня рождения Василия Андреева, и мероприятия «Парада» прошли словно под пристальным взглядом Василия Васильевича – его замечательный фотопортрет украсил все локации форума.

«Парад дирижеров оркестров русских народных инструментов» включил в свою афишу как ставший уже традиционным масштабный гала-концерт в Большом зале филармонии, в котором к пульту Белгородского академического русского оркестра поочередно выходили тридцать дирижеров из разных регионов России (а всего в творческой акции приняли участие более 60 дирижеров), так и уникальную «Ярмарку солистов», прошедшую тоже в формате концерта, вызвавшего большой интерес и профессионалов жанра, и слушателей. А в программу off-stage мероприятий вошли международная научно-практическая конференция «Народные инструменты в XXI веке – проблемы сольного, оркестрового и дирижерского исполнительства», которая проводилась совместно с Белгородским  государственным институтом искусств и культуры, круглые столы, затронувшие важнейшие вопросы репертуарной политики, взаимодействий с современными композиторами, продвижения жанра, а также мастер-классы и курсы повышения квалификации.

Сейчас профессиональные оркестры народных инструментов есть во всех регионах России, число этих творческих коллективов уже превысило восемь десятков. Разумеется, они разного уровня подчинения, различные по количеству участников и по составу, по оснащенности музыкальными инструментами и другим составляющим своей деятельности, включая оплату труда. Но цели и задачи у них общие, и для решения этих общих задач необходима консолидация профессионалов жанра. В этом направлении произошло очень важное событие: Ассоциация дирижеров профессиональных оркестров народных инструментов, благодаря активной деятельности художественного руководителя Белгородской филармонии и главного дирижера Белгородского академического русского оркестра, заведующего кафедрой музыкально-инструментального исполнительства БГИИК, профессора Евгения Алешникова, получила юридическую регистрацию, причем состоялось это буквально накануне открытия «Парада дирижеров» - 14 мая с.г. Официальный статус для профессионального сообщества, конечно, открывает новые перспективы и возможности.

Профессиональный разговор.
Евгений Алешников и художественный руководитель и главный дирижер
Национального академического оркестра народных инструментов России им. Н.П.Осипова Владимир Андропов.

В настоящее время, констатировал профессор Евгений Алешников, настал новый этап в развитии русских и национальных оркестров народных инструментов. Сейчас уже недостаточно исполнять только произведения, созданные в прошлом столетии. Работа с современными композиторами должна находиться в центре внимания, взаимодействие с авторами – быть постоянным и системным. Белгородская область имеет очень хороший опыт такой работы, используя формы фестивалей и конкурсов. На фестивале современной музыки традиционно звучали произведения для оркестра русских народных инструментов, представлен этот жанр и в конкурсе на соискание премии «Прохоровское поле».

Может показаться немного странным, однако, сегодня крайне важным предстает вопрос собственно терминологии, связанной с инструментами русского народного оркестра, а, значит, и самого названия творческого коллектива, считает Евгений Алешников. «Мы – «народники», это звучит гордо, но давно уже не соответствует действительности», - говорит Евгений Алексеевич. Позиция его и его коллег имеет очень серьезные обоснования – ведь, строго говоря,  в народном творчестве информация и навыки игры передаются из уст в уста, исключительно методом показа. В академической музыке обучение проходит по строго отработанной методике и с использованием нотной записи. «Домра, балалайка, баян встроены в систему профессионального музыкального образования от музыкальной школы до аспирантуры, - продолжает Евгений Алешников. – Обучение проходит по тем же принципам, что и обучение игре на инструментах симфонического оркестра, да и требования по теоретическим дисциплинам постепенно выровнялись. Пора поднимать вопрос и придании так называемым народным инструментам статуса академических. Соответственно и название оркестра русских народных инструментов смело можно менять на «Русский академический оркестр». Академический – не как звание (данное звание как признание статуса коллективам уже не присуждается), а как констатация основного вида деятельности. Кстати, - улыбается Евгений Алексеевич, - академичность в свое время считал необходимым подчеркивать и основатель нашего жанра Василий Васильевич Андреев, выступая исключительно во фраке».

Ярмарка солистов. Арслан Шавгуров (Элиста) и Мурат Малкаров (Нальчик).

Важный разговор шел у профессионалов на темы репертуара – что может исполнять оркестр народных инструментов. Здесь Евгений Алешников категоричен и не устает повторять эту мысль: «Наши оркестры могут все!». Направлениями репертуарной политики могут быть: академическая музыка, созданная для разных составов оркестров и различных музыкальных инструментов в инструментовке, переложении, аранжировке для ОРНИ, народные песни, танцевальная музыка, произведения современных авторов в различных стилях и направлениях специально созданные для русского оркестра, эстрадная музыка, джаз, латиноамериканская музыка, фолк, рок, рэп и ЛЮБЫЕ ДРУГИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ.

Самым лучшим доказательством этого тезиса стала программа почти четырехчасового гала-концерта – собственно «Парада дирижеров оркестров русских народных инструментов», который и дает название всей творческой акции и которого с таким нетерпением каждый раз ожидает белгородская публика. Программа состояла из трех отделений и включала  практически как раз все упомянутые направления, только рэпа в этот раз не было (ролик с фрагментом программы рэпера Noize MC и Белгородского академического русского оркестра был показан на одном из круглых столов и, надо сказать, у некоторых дирижеров не встретил одобрения, но Евгений Алешников абсолютно прав, расширяя возможности оркестра даже таким, экзотическим для коллег способом – оркестр был в этом формате абсолютно органичен, а то, что тысячи молодых людей открыли для себя, что существует и такое звучание, и такие инструменты, - факт неоспоримый и для расширения аудитории - бесценный).

Народный артист России, профессор Анатолий Винокур (Краснодар).

Лауреат международных конкурсов Дмитрий Калинин (Москва).

Итак, в концерте звучала классическая, народная и современная музыка, произведения, специально созданные для такого состава и переложения, аранжировки и обработки, перечень имен авторов включал Чайковского, Гуно, Лядова, Рахманинова, Ипполитова-Иванова, Шостаковича, Шнитке, Пьяцоллу, Бернстайна, Кажлаева, Александра Чайковского, Подгайца, произведения выдающихся инструменталистов – Александра Цыганкова и Дмитрия Калинина, произведения композиторов из российских регионов… И – удалось совместить, на первый взгляд, несовместимое – программа была практически идеально выстроена драматургически и смыслово, и публика не только не устала от четырехчасового «марафона», но, казалось, готова была слушать еще и еще. Как уже говорилось, к оркестру вышли тридцать дирижеров, и этот концерт стал зримым доказательством мастерства оркестра, который исполнил столь разный репертуар с минимальным количеством репетиций и, как говорится, «под разные руки», на высочайшем уровне, с безупречным звучанием и исключительной стилевой точностью. Бесспорно, Белгородский академический русский оркестр сегодня - в числе ведущих российских коллективов своего жанра.

Калейдоскопом произведений дирижировали – Евгений Алешников, Анатолий Винокур (Краснодар), Александр Чубаров (Киров), Павел Третьяков (Самара), Дмитрий Калинин, Николай Алданов, Руслан Канеев и Владимир Шкуровский (Москва), Юрий Храмов (Тамбов), Алексей Моргунов (Тамбов-Липецк), Людмила Королева (Севастополь), Валентин Лобанов (Симферополь), Виктор Акулович и Игорь Тонин (Санкт-Петербург), Рамил Гайзуллин (Уфа), Тимур Абсалутинов (Саратов), Павел Горбунов и Анатолий Марковчин (Курск), Игорь Каждан (Смоленск),  Владимир Аленичев (Тула),  Игорь Шевченко (Ярославль, Ростов Великий), Юлия Швецова (Алдан), Галина Иванкова (Волгоград), Михаил Тоцкий (Петрозаводск), Крикор Хурдаян (Ростов-на-Дону), Савр Катаев (Элиста), Вячеслав Лопатин (Нальчик), Денис Черта (Могилев, Республика Беларусь), Андрей Степаненко (Калининград), Сергей Безбородов (Омск). Собственно, этот перечень говорит уже сам за себя – о беспрецедентно широком представительстве профессионалов за дирижерским пультом в одном концерте, профессионалов из разных городов и регионов, и даже стран, разных школ и поколений.

Андрей Степаненко (Калининград).

Заслуженный работник культуры Украины Людмила Королева (Севастополь).

Разумеется, концерт украсили солисты, среди них были и те, кто в других номерах, как Андрей Степаненко, или в том же самом, как Рамил Гайзуллин, выступали дирижерами. В программе приняли участие замечательные мастера – Екатерина Мочалова (домра, мандолина), Михаил Дзюдзе (балалайка-контрабас), Евгений Желинский (балалайка),  Михаил Беседин (баян), Сергей Федоров (бузуки), Дмитрий Швецов (балалайка), Арслан Шавгуров (калмыцкая домбра), Мурат Малкаров (национальная гармоника), Максим Щербицкий (баритон). Юная Анастасия Тюрина из Тамбова (балалайка), лауреат телевизионного конкурса «Синяя Птица» порадовала не только своей виртуозностью, но и пониманием и верным ощущением музыки.

В этом году на «Параде дирижеров» стартовало новое замечательное начинание – «Ярмарка солистов». Она прошла в формате концерта в Органном зале филармонии. Казалось бы, идея представления солистов и ансамблей вниманию руководителей оркестров, как говорится, «лежала на поверхности»,  но воплотили ее опять-таки в Белгороде, подтвердив репутацию региона и филармонии как лидеров в утверждении новых форматов работы. «Мы проводим «Парад дирижеров» уже в пятый раз, - говорит Евгений Алешников. – И, конечно, активность солистов, которые хотели бы принять в нем участие, постоянно возрастала. Музыканты понимают, что у них появляется возможность показаться в одно время сразу большому числу дирижеров, художественных руководителей оркестров, что повлечет за собой установление творческого сотрудничества, которое может обеспечить работой не на один год. Разумеется, в гала-концерте не могут все номера быть в ансамбле с солистами, необходим специальный формат. И мы подумали, почему бы не сделать такую ярмарку, по аналогии с теми, которые проводятся для вокалистов – выпускников музыкальных ВУЗов. Интерес возник огромный, в процессе сложились замечательные дуэты, неожиданные творческие союзы. А в итоге многие музыканты получили предложения от дирижеров, нашему оркестру тоже удался «задел» на будущие программы».

Заслуженный артист России Михаил Дзюдзе (Санкт-Петербург).

Белгородский «Парад дирижеров оркестров русских народных инструментов» успешно соединил серьезный разговор о стратегии и перспективах развития жанра с практическими шагами в этих направлениях и, самое главное, с невероятно радостным праздником музыки. Звучание национальных инструментов не может не отозваться в душах слушателей, ведь, чем бы ни была заполнена окружающая современного человека звуковая среда, на это звучание словно откликается наш генетический код. И еще один важный аспект оказался таким естественным в эти праздничные дни в Белгороде – звучала музыка разных народов, на сцену вместе выходили люди разных национальностей и разных вероисповеданий, разных традиций и национальных культур, как зримое доказательство взаимного уважения и настоящего содружества народов, живущих в нашей стране. И - доказательство того, что искусство реально может, не прибегая к словам и декларациям, способствовать решению социальных проблем и утверждению истинных ценностей.

 

Надежда КУЗЯКОВА

Фото предоставлены пресс-службой

Белгородской областной филармонии

04.06.2021



← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей