• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



20.11.2018

Светотени в царстве мрака. «Пиковая дама»
Ростовского музыкального театра

Сцена из спектакля

Серьезному музыкальному театру обойтись без шедевра Чайковского никак невозможно: эта опера - своего рода «лакмусовая бумажка», свидетельствующая об уровне труппы, о зрелости коллектива, о его возможностях и его мастерстве.

Но выбор «Пиковой дамы» - это огромная ответственность для театра, как минимум, по двум причинам. Первая – невероятная популярность произведения, разобранного на музыкальные и словесные цитаты: «Пиковую» знают все – и музыканты, и меломаны, - и у каждого она своя, у каждого имеются свои представления об идеальном исполнении этого произведения. Справедливости ради нужно добавить, что за век с четвертью, что прошли с мировой премьеры в Мариинском театре, «Пиковая» знавала много блистательных интерпретаторов, имеются великолепные записи этой оперы и состязаться с этими эталонами всегда не просто. Вторая причина – сложность опуса и в драматургическом, и в музыкальном плане. Разгадать все смыслы этой мистической истории, наверное, никому не под силу – подобно титульной героине, опера полна тайны, открывать которую не торопится или открывает каждому времени, каждому поколению с какой-то иной стороны. Сложность вокальных партий, особенно главного героя, вошла в поговорку, а какие грандиозные задачи ставит партитура перед дирижером!

Ростовский музтеатр штурмует эту цитадель уже во второй раз, что говорит, в том числе, и о внутренней готовности, об ощущении своей силы это произведение поднять и представить достойно. Впервые за многие годы столь ответственную задачу доверили не мэтру, а молодому режиссеру – штатному постановщику театра, но уже «прогремевшему» на всю театральную Россию (на «Нано-опере» несколько лет назад) Павлу Сорокину. В этом смелость, по-хорошему рисковость художественного руководителя театра Вячеслава Кущева – ведь многие режиссеры идут к своей «Пиковой» всю жизнь, накапливая знания и опыт, вынашивая в себе то важное, без чего подступаться к этому шедевру просто немыслимо. А тут такой карт-бланш! Но с другой стороны, зреют все по-разному и кому-то есть уже что сказать и в весьма молодом возрасте. Так или иначе, в Ростове рискнули – и, в общем-то, не прогадали!

Сцена из спектакля

Петербург Сорокина – Окунева (сценографом ростовской премьеры выступил знаменитый петербургский художник Вячеслав Окунев) мрачен и непригляден. Доминирующий цвет – черный: он обволакивает сцену еще на звуках увертюры, которая в данной постановке визуализирована – по моде нынешнего века. Постановщик начинает рассказ о тайне трех карт  буквально с первого такта. Все пространство оперы на протяжении всех семи картин формируют огромные угловые планшеты – тоже черные с зеркальными или стеклянными вставками: визуально основательные, но мобильные, они исключительно удачно в мгновение ока превращают парадную залу особняка в покои графини, а игорный дом – в комнату Лизы. Благодаря этому «трансформеру» все действие приобретает необыкновенный динамизм, даже кинематографичность, столь уместную в стремительно развивающейся музыкальной драме Чайковского.

Тотальная чернота неминуемо вызывает ассоциацию не с аутентичными антуражами тех эпох, что предполагали Пушкин (в повести) или Чайковский (в опере), а, конечно же, с мрачным и тревожным Петербургом другого классика – Достоевского (костюмы Натальи Земалиндиновой). «Достоевщиной» веет в этой постановке изрядно - с самого начала вплоть до финала оперы. Ключевая идея – лейтмотив азартной карточной игры, столь важный для образного мира Федора Михайловича, мира, который уже всецело владел умами современников Петра Ильича. Поэтому у Сорокина именно с игры и начинается опера – мы видим не благостную пастораль Летнего сада, но сразу игорный дом, где среди девиц легкого поведения веселятся петербургские повесы-игроки. Девицы в гусарских нарядах, эдакие вульгаризированные Шурочки Азаровы, дурачась, исполняют бравую детскую песенку о победоносном русском воинстве (которую обычно, в традиционных постановках поет детская группа), а все разговоры о картах, включая знаменитую балладу Томского, идут в самой естественной для этого общества обстановке – за игральным столом. Арка, выстроенная режиссером к последней картине (в которой уже по сюжету действие разворачивается в игорном доме), имеет еще и промежуточные колонны-поддержки, центральная из которых – Сцена в спальне Графини. Старуха у Сорокина – не так чтобы и очень стара, в ее гордой осанке и уверенных движениях скорее угадывается Васса Железнова, нежели «осьмидесятилетняя карга». Однако в чем-то эта Графиня даже старше хрестоматийной Venus Mosquovite: она мертва внутренне, она устала жить и мечтает о смерти, как об избавлении от тягостного бытия. В одиночестве (хор приживалок несется из старого патефона, вокруг – никого) сидит она за игральным столом и крутит барабан револьвера – играя в русскую рулетку. Но… осечка – одна, другая: смерть не приходит к этой любовнице вечного графа Сен-Жермена. И лишь появление «страшного офицера» дарит ей надежду на избавление.

Лиза – Екатерина Краснова

А Летний сад все же появляется в этом спектакле – разрезая в финале под поминальное песнопение мужского хора белым светом тотальный «достоевский» мрак: умирающему Герману он мнится как недостижимая мечта, прекрасное далёко, где в почти ангельских одеждах раскрыв объятия, устремляется к нему любящая его Лиза, а Графиня, добрая и умиляющаяся на них бабушка, сидит в кресле-качалке – гармония и просветление, увы, несбыточные в реальной жизни. Петербургская ночь, помимо финала, отступает в этом спектакле еще лишь однажды – попугаичьим разноцветием в пасторали «Искренность пастушки», выступая не только смысловым, но и визуально-колористическим центром спектакля, его переломным моментом. Невозможно умолчать о многомерности и разнообразии светотеней в царстве мрака – заслуга художника по свету Ирины Вторниковой, предлагающей филигранную световую партитуру спектакля, чутко следующую за партитурой.

Не хрестоматийно, быть может местами со знаками вопроса, но с оперой как театральным продуктом в Ростове совладали, предложив не революционный, но вполне интересный, заслуживающий внимания и размышлений спектакль. А что же музыка? Здесь вопросов даже больше, хотя и очевидные достижения тоже есть. Это, прежде всего, - оркестр театра и работа маэстро Иванова. Звучание не просто качественное и профессиональное, но по-настоящему захватывающее, трагическое, пронзительное, властно заставляющее верить в мистику и апокалиптику происходящего на сцене.

Графиня – Элина Однороманенко

Певческие достижения  пока можно воспринимать как заявку на самые сложные страницы национального репертуара, как серьезные амбиции ростовского коллектива, подтвержденные практикой пока лишь отчасти. Например, у ростовской «Пиковой» вокально скромный Герман, а это уже – сильный недобор по части эмоций, ведь не секрет, что этот образ – более, чем ключевой в опере. Виталий Козин интересен как артист, его герой психологически многогранен, образ раскрывается по ходу спектакля, более того, у тенора стабильная вокальная техника и уверенный верх, но, к сожалению, незвучные середина и низ, а самое главное, неяркий, немасштабный голос – все это не дает возможности воплотить стихийного, полусумасшедшего героя, способного опалить своей энергетикой зал и увлечь его в экзистенциальные бездны. Лиза Екатерины Красновой гораздо убедительней по комплексу качеств, но ее героиня, при всей значимости, объективно погоду в опере не делает. Зато ее вполне делает Элина Однороманенко – Графиня: партия, какой наделил титульную героиню Чайковский, весьма лапидарна и грандиозных вокальных задач не содержит, тем значимей тут надо оказаться именно актерски состоятельной, и у Однороманенко это получается, а ее сочное почти контральто помогает завершенности образа. Словом, с точки зрения вокала – спектакль получился на вырост, но этих вершин Ростовский музтеатр обязательно достигнет, потенциал у него огромный.

Александр МАТУСЕВИЧ

Фото предоставлены пресс-службой фестиваля
«Видеть музыку»

20.11.2018



← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей