• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



10.10.2018

Органная музыка Таврического дворца

Об удивительной истории органа, установленного в Таврическом дворце рассказывает органный мастер, хранитель органа в Таврическом дворце, худрук органного зала капеллы Таврической, - Анатолий Евгеньевич Погодин.

- Расскажите, пожалуйста, о Таврическом дворце.

Таврический дворец широко известен как важнейший памятник политической истории России, здание Государственной Думы. Но кроме того, дворец – одна из императорских резиденций  в Санкт-Петербурге. Под Госдуму он был передан Николаем II лишь на время, пока не построят новое здание. Таврический дворец возведен Иваном Старовым. Заказчик, князь Григорий Потемкин, во многом мыслил театральными приёмами того времени: снаружи нарочитая скромность, внутри потрясающее великолепие. Дворец обманчиво выглядит с улицы относительно небольшим, из-за размаха одноэтажных крыльев, в которых скрываются комнаты с семиметровыми потолками, а центральный купол возвышается  более чем на 30 метров. Внутренние размеры парадных помещений колоссальны, они нарастают по мере  движения от главного вестибюля. Это самые большие сохранившиеся дворцовые залы эпохи классицизма не только в России, но и в Европе. Большой бальный или Екатерининский зал превосходит по площади крупнейший зал Зимнего дворца -  Николаевский. А Зимний сад Потёмкина был и того больше. Сегодня здесь проводятся публичные мероприятия и концерты. Залы обладают значительной акустикой, которая, может быть, излишняя для симфонической музыки, но идеальна для органной и хоровой.

Концертами во дворцах петербуржцев не удивишь. Но в подлинных интерьерах XVIII века, кроме Таврического дворца, регулярная музыкальная деятельность протекает лишь в Эрмитажном театре Кваренги, старейшем сохранившимся театральным залом России.

- Какова история органной музыки в Таврическом дворце?

Самый короткий, но самый яркий период истории Таврического дворца – время, когда он был резиденцией Григория Потемкина. Тогда здесь организовали громадную музыкальную капеллу, где были оркестр, большой хор, роговой оркестр и органы. По описям имущества на момент смерти князя Потёмкина во дворце находились три органа; один из них - механический заводной, сам исполнявший музыку,- был куплен у английской герцогини Кингстон.

Главный орган располагался на хорах в Купольном зале на высоте 11 метров от пола. По описаниям Г.Р.Державина, это был инструмент в корпусе красного дерева с золочеными флейтами, то есть золочёными трубами на фасаде органа. Золочение труб является важным и характерным признаком английского органостроения. А мы знаем, что в конце 1770-х годов Екатерина II  заказала орган в Англии, у знаменитого королевского мастера-органостроителя Сэмюэля Грина. Куда его доставили - не очень понятно, в описях императорских дворцов он  не числится. А вот у Потемкина уже в конце 70-х годов в усадьбе Озерки, располагавшейся за Александро-Невской лаврой, зазвучал орган. Возможно, этот инструмент и был перенесен потом в Таврический дворец.

Музыкальная история дворца оборвалась при  Павле I. Чтобы уничтожить саму память о Потёмкине, во дворце устроили казармы, а в парадных залах конюшни и манеж.  В 1800-м году орган «с золочеными флейтами» был разобран и перевезен в католическую Мальтийскую капеллу при Воронцовском дворце. Там он прослужил как церковный инструмент до 1909 года, когда его заменили ныне существующим органом немецкой фирмы «Валькер».

- Уточните, каким образом возникла идея строительства нынешнего органа в Таврическом дворце?

- Нынешний орган появился в конце 2010 года неслучайно. Это результат решения, направленного на восстановление исторической справедливости по отношению к Купольному залу дворца, где когда-то находился орган князя Потемкина-Таврического.

С 2009-го года во дворце наладилось проведение концертов музыки как камерной, так и симфонической, во многом благодаря компании Арт-Ассамблеи. Вылилось это в создание капеллы Таврической. Директора капеллы, Елена Демидова и Алена Петрова выступили инициаторами установки органа. Они же стали локомотивами всего мероприятия от идеи до воплощения, решая массу экономических и организационных вопросов, задачу доставки, таможни и др. Финансовую поддержку проекту оказал один из крупнейших российских холдингов – «Фосагро». Строительство органа, приуроченное к 220-летнему юбилею Таврического дворца, стало возможным благодаря поддержке руководства Межпарламентской ассамблеи государств-участников СНГ.

Я обеспечивал техническую сторону проекта: выбор органостроительной фирмы, решение звуковых вопросов и особенно внешнего вида органа в интерьере Купольного зала. Пришлось работать в очень жестких ограничениях, которые накладывает статус памятника архитектуры федерального значения. Орган не мог быть выше 6 метров из-за фрески на стене и не выходить в глубь зала более 2 метров. При ограниченном месте инструменту следовало полноценно озвучить помещение высотой 24 метра.

- Как удалось справиться со столь сложными задачами?

- Испанская фирма Герхарда Гренцинга из Барселоны справилась с этими задачами блестяще. При относительно небольшом числе регистров трубы постарались сделать широкомензурными т.е. «крупного калибра», чтобы озвучить зал. Мы получили хороший результат, прежде всего потому, что над  созданием инструмента работал крупнейший и один из самых авторитетных органостроителей и реставраторов современности Герхард Гренцинг, уроженец Восточной Пруссии (родился в 1942 г.), много лет живущий и работающий в Испании. Можно быть уверенным в том, что с годами и десятилетиями ценность органа Таврического дворца будет только возрастать.

Открытие нового органного зала в Таврическом дворце было высоко оценено Правительством России. В 2012 году орган был официально передан в дар Российской Федерации.

- Известно, что фестиваль «Органные вечера в Таврическом дворце» пользуется большой популярностью. Как организуются эти концерты?

Мы начали девятый концертный сезон фестиваля «Органные вечера в Таврическом дворце». Запланировано более 30 органных и органно-симфонических концертов с участием ведущих музыкантов из России и зарубежья, а также приглашённых солистов-вокалистов, инструменталистов, симфонических оркестров и различных музыкальных коллективов. Отдельные концертные программы получают поддержку Комитета по культуре Санкт-Петербурга или Министерства культуры России, что позволяет приглашать именитых исполнителей.

Концерты проводятся трижды в месяц, в основном по четвергам и предваряются экскурсиями по Таврическому дворцу. Эти вечера предоставляют возможность показать всем желающим уникальные исторические залы XVIII века и экспозицию по истории российского парламентаризма, посетить дворец, малодоступный в обычное время.

За минувшие годы во дворце играли практически все ведущие органисты России. Капелла Таврическая наладила регулярные контакты с музыкантами Москвы и соседних государств (Финляндии и Эстонии). С органом выступает множество известных вокалистов и инструменталистов. Дважды выступала Елена Образцова.      

Большинство иностранных исполнителей являются  главными органистами европейских кафедральных соборов, преподавателями консерваторий. Звание Почётного органиста капеллы Таврическая с 2011 года принадлежит главному органисту крупнейшего храма Испании - базилики Саграда Фамилья в Барселоне Хуану де ла Рубия.

- Благодарю, Анатолий Евгеньевич, за увлекательный рассказ. Мы продолжим беседу в следующем номере и узнаем, где лучше в городе слушать органные концерты и чем отличается орган Таврического дворца от других инструментов.

Беседовал Святослав ГРАБОВСКИЙ

 

10.10.2018



← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей