• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



10.12.2018

Посвящение Петипа

XVIII Фестиваль классического балета имени Аллы Шелест. Фото Антона Сенько.

XVIII Фестиваль классического балета имени Аллы Шелест, прошедший в Самарском академическом театре оперы и балета на излете 2018 года, в котором отмечалось 200-летие со дня рождения Мариуса Петипа, был посвящен великому балетмейстеру и сохранению его наследия. 

Любопытный факт. По масштабам празднования юбилея Петипа Самара в полном смысле слова «впереди планеты всей». Памятные акции в оперном театре начались задолго до 11 марта 2018 года - дня его рождения. Программу прошлогоднего - XVII Шелестовского фестиваля, наряду с репертуарными спектаклями театра с хореографией Петипа, составили реконструированные и представленные в новой хореографической редакции главным балетмейстером театра Юрием Бурлакой фрагменты его балетов, не идущих на самарской сцене, а главным событием юбилейного марафона стала осуществленная Бурлакой постановка балета Цезаря Пуни «Эсмеральда», судьба которого в России связана с именем Петипа. Остается добавить, что нынешней осенью в одном из центральных скверов Самары установили, правда, скроенную из металлических лент скульптурную композицию «Архитектура танца», посвященную творчеству Мариуса Петипа.

Эсмеральда. Эсмеральда - Анастасия Сташкевич, Пьер Гренгуар-Сергей Гаген

Эсмеральда. Эсмеральда - Анастасия Сташкевич, Пьер Гренгуар-Сергей Гаген.

На Шелестовском фестивале - 2018 была представлена ретроспектива реконструированных творений Петипа, в числе которых подернутый романтическим флером па-де-катр «Розарий» из балета Риккардо Дриго «Пробуждение Флоры», яркая по оформлению и костюмам, насыщенная колоритными танцами и броскими мизансценами сюита из балета Дриго - Петипа «Арлекинада».

Были показаны также работы ведущих отечественных балетмейстеров XX столетия, творчество которых символизирует эпоху «После Петипа». В их числе знаменитое па-де-де Дианы и Актеона – вставной номер, который был сочинен Агриппиной Вагановой на музыку Цезаря Пуни и  Риккардо Дриго для постановки  «Эсмеральды» 1935 году в Ленинградском театре оперы и балета, адажио из балета «Анюта» на музыку Валерия Гаврилина с хореографией Владимира Васильева, колоритное адажио из мало кому известного сегодня балета «Ледяная дева», сочиненного в 1927 году Федором Лопуховым на музыку Эдварда Грига. В этих номерах успешно выступили солисты самарской труппы. В фестивальной афише были также репертуарные спектакли театра «Баядерка», «Эсмеральда» и «Спящая красавица» с хореографией Петипа.

Сцена из балета Ледяная дева Вероника Землякова и Кирилл Софронов

Сцена из балета Ледяная дева. Вероника Землякова и Кирилл Софронов.

Высокую планку шелестовского фестиваля не уронили принявшие в нем участие талантливые молодые танцовщики из Большого и Мариинского театров и зарубежные гости. Солисты Мариинского театра Анастасия Колегова и Андрей Ермаков средствами балетной пластики сумели передать прихотливую, насыщенную экспрессией сказочную атмосферу сцены Жар-птицы и Ивана-Царевича из балета Игоря Стравинского – Михаила Фокина «Жар-птица», но особенно успешным оказалось исполнение петербуржцами па-де-де из балета «Корсар».

 Сцена из балета Жар-птица. Агастасия Колегова и Андрей Ермаков.

Сцена из балета Жар-птица. Агастасия Колегова и Андрей Ермаков.

Знаменитое па-де-де из балета Минкуса «Дон Кихот» с блеском исполнили «старожил» фестиваля премьер Большого театра Денис Родькин и дебютантка фестиваля юная Элеонора Севенард, принятая в балетную труппу Большого театра в 2017 году  сразу по окончании Академии русского балета имени Вагановой. Главным испытанием для Севенард стала фестивальная «Баядерка», в которой она решилась впервые выйти в партии Никии - одной из сложнейших в мировом классическом репертуаре. В своем премьерном спектакле Элеоноре многое удалось. Наиболее удачным для нее стал последний – «белый» акт, где правит бал чистый танец. Однако говорить о полноценном вживании Элеоноры Севенард в образ, о достоверной передаче ею всех драматических перипетий, связанных с главной  ролью, пока что рано.

Баядерка. Никия-Элеонора Севенард, Солор-Денис Родькин.

Баядерка. Никия-Элеонора Севенард, Солор-Денис Родькин.

В «Баядерке», воспроизведенной в 2012 году на самарской сцене по канонам петербургской школы Габриэлой Комлевой, успешно выступили и самарские исполнители: Вероника Землякова в партии Гамзатти, Марина Накадзима, Екатерина Панченко и Анастасия Тетченко  – трио теней и, конечно же, Денис Родькин, представший идеальным воином Солором. Не случайно в 2017 году за эту партию Родькин получил премию Бенуа де ла данс. В романтически просветленной сцене «Тени» достойно показался женский кордебалет, порадовав слаженностью и синхронностью движений. Созданию волнующей атмосферы на протяжении всего действия способствовал оркестр под управлением дирижера-постановщика спектакля эмоционального Андрея Данилова.

Следующим фестивальным спектаклем стала «Эсмеральда» -  третья по счету постановка этого балета на куйбышевской-самарской сцене. Первую - перенос спектакля в редакции Владимира Бурмейстера осуществил в 1951 году балетмейстер Юрий Ковалев, вторую - в 1997 году Никита Долгушин. В обеих этих постановках был сделан акцент на трагическом развитии событий: заглавная героиня умирала на эшафоте. В нынешней самарской «Эсмеральде», как было принято в пору ее создания, все завершается благополучно. Таким образом, самарские подмостки – одни из немногих, на которых в разные годы были представлены практически все основные отечественные версии знаменитого балета. В фестивальной «Эсмеральде» большой успех выпал на долю исполнительницы заглавной партии прима-балерины Большого театра Анастасии Сташкевич. Ее веселая, зажигательная, излучающая радость Эсмеральда с первого появления на сцене приковала внимание зрителей безупречной техникой, свободой сценического существования и правдивостью переживаний. Прекрасно звучал оркестр под управлением Евгения Хохлова. Самарская «Эсмеральда» вошла в число номинантов сезона 2017/18 годов российской национальной театральной премии «Золотая Маска» как лучший балетный спектакль, а постановщик спектакля Юрий Бурлака выдвинут в номинации «лучшая работа балетмейстера-хореографа».

Последний показанный на фестивале полнометражный балет  - «Спящая красавица», представленный на самарской сцене Габриэлой Комлевой в редакции Константина Сергеева, которая идет на сцене Мариинского театра. В партии Авроры выступила солистка Мариинского театра Мария Ширинкина, в партии принца Дезире – еще один любимец самарской публики премьер Мариинки Владимир Шкляров, которые являются также приглашенными солистами Баварского государственного балета.

Спящая красавица. Аврора - Мария Ширинкина и  Дезире - Виктор Шкляров

Спящая красавица. Аврора - Мария Ширинкина и  Дезире - Виктор Шкляров.

Партия юной принцессы Авроры очень идет Марии Ширинкиной с ее точеной фигурой и безукоризненно четкой пластикой. Владимир Шкляров привнес в спектакль лирическую струю. Он предстал эталонным романтическим принцем, продемонстрировав благородство и изящество танцевальной манеры, безупречную технику и особенно - поразительные по мягкости беззвучные приземления. Подлинным апофеозом спектакля стало заключительное па-де-де главных героев, исполненное танцовщиками с тонким ощущением стилистики балета.

Пиком фестивального крещендо как по составу участников, так и по своей программе стал заключительный гала-концерт. Большой интерес вызвало па-де-де из балета Бориса Асафьева «Пламя Парижа» - не то знаменитое, пронизанное революционным пафосом финальное па-де-де главных героев Жанны и Филиппа, а другое – из «вставного» придворного дивертисмента, в котором разыгрывается галантная пастораль. Этот номер в хореографии Василия Вайнонена постановил Юрий Бурлака. Изящество и утонченность пластики изысканного дуэта сумели передать в танце Марина Накадзима и Сергей Гаген.

В нынешнем Шелестовском фестивале впервые приняли участие зарубежные исполнители. Это ведущие танцовщики французского Театра Капитолия Тулузы Наталья де Фробервиль - уроженка Перми Наталья Домрачева  и Давит Галстян из Армении. В  Самару они прибыли вместе с руководителем балетной труппы этого театра Кадером Беларби - звездой парижской Гранд-опера́ из плеяды Рудольфа Нуреева.

Па-де-де из балета  Дон Кихот. Китри - Наталья Фловервиль,  Базиль - Давит Галстян

Па-де-де из балета  Дон Кихот. Китри - Наталья Фловервиль,  Базиль - Давит Галстян

Гости исполнили па-де-де Медоры и Конрада из балета «Корсар» в авторской хореографии Кадера Беларби, продемонстрировав недюжинную танцевальную технику, экспрессию и темперамент. Вторым номером Натальи де Фробервиль и Давита Галстяна было не менее «ударное» па-де-де Китри и Базиля из балета Людвига Минкуса «Дон Кихот», в котором они остались в рамках традиционной хореографии Александра Горского. Гости станцевали вполне достойно, но по мастерству исполнения, увы, не дотянулись до уровня солистов Большого театра Элеоноры Севенард и Дениса Родькина, выступивших с этим номером в концерте открытия фестиваля. Украшением концерта стали «Половецкие пляски» из оперы Александра Бородина «Князь Игорь», которые в нынешней самарской постановке оперы представлены в хореографии Касьяна Голейзовского.

И еще об одной звездной паре, принявшей участие в концерте. Это солисты Мариинского театра Кристина Шапран и Тимур Аскеров, вновь поднявшие планку фестивального концерта на высокий, достойный петербургской школы уровень. Сцена у балкона из балета Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетта» в хореографии Леонида Лавровского в их исполнении предстала торжеством высоких чувств и душевных порывов героев шекспировской трагедии. Но особенно сильное впечатление произвел исполненный артистами в финале концерта дуэт из балета «Парк», сочиненного в 1994 году для Парижской оперы французским хореографом албанского происхождения Анжеленом Прельжокажем на адажио из фортепианного концерта Моцарта. Поразительный эмоциональный эффект от глубины выражения самого сокровенного в человеческих взаимоотношениях в этом балете достигает своего апогея в финальном эротическом дуэте с, кажется, бесконечно длящимся поцелуем-соитием ввергнутых в стремительное кружение персонажей. Прикосновение к живому исполнению этого номера, являющегося шедевром эпохи «После Петипа», - привилегия для самарских зрителей. Оно явилось достойным завершающим аккордом фестиваля.

Валерий ИВАНОВ

Фото Антона СЕНЬКО предоставлены пресс-службой Самарского оперного театра

10.12.2018



← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей