• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



25.03.2019

Праздничный калейдоскоп для баяна

«Гнесин-форум» - ансамбль солистов п\у  Михаила Бурлакова

Традиционно красная афиша всероссийского Дня баяна, аккордеона и гармоники в Российской академии музыки имени Гнесиных вновь пригласила любителей и профессионалов – музыкантов на праздник. Праздник любимых в народе инструментов, инициированный в 2010 году кафедрой баяна и аккордеона под руководством народного артиста России, профессора Фридриха Липса, продолжает утверждаться, как часть национального проекта в области культуры. В третью субботу марта в городах и весях нашей многонациональной страны ежегодно проводятся концерты, конкурсы, фестивали, мастер-классы, объединяющие всех, кому небезразлично и дорого сохранение и развитие народных музыкальных инструментов, некогда называвшихся «бытовыми», а в последние более полувека признанных концертными и классическими. Их называют маленькими оркестрами с редкой способностью имитации различных тембров, с большими художественными возможностями исполнения от народных песен до сложных шедевров мировой классики. Успехи их развития и продвижения в музыкальной культуре весьма заметны как в России, так и за рубежом. Принимая участие в международных конкурсах и фестивалях, российские исполнители на баяне и аккордеоне успешно конкурируют, побеждают, становятся лауреатами. Не случайно, в афише праздника среди исполнителей так много всевозможных лауреатов, а баянное движение продолжает соперничать с массой современных музыкальных явлений, вовлекая в это движение новых исполнителей и слушателей.

Семейное трио «Аккорд»: Снежана, Милана и Стешана Колмогорцевы

В нарядных платьицах на сцену концертного зала вышли самые маленькие: сестрицы семейного трио «Аккорд» Снежана, Милана и Стешана Колмогорцевы. Зазвучали «Менуэт и шутка» из оркестровой сюиты №2 си минор И.С. Баха. Ещё не в полной мере сознавая величие композитора, юные музыканты уверенно и достойно представили его сочинение. С «Итальянской полькой» Сергея Рахманинова и шутливой «Печатной машинкой» Лероя Андерсона музыканты «расправились» не менее деловито и, не оставив ни одной фальшивой ноты, удалились под доброжелательные аплодисменты слушателей. Повышая возрастной ценз исполнителей, организаторы концерта «выпустили» на сцену Константина Козырева, Константин Козыревучащегося московской ДШИ «Надежда». Русской народной песней «Как у наших у ворот» в обработке Анатолия Суркова, юный баянист напомнил об аутентичной природе баяна с готовым аккомпанементом.

А вот в трёхчастной Сонатине «Франческа» Вячеслава Семёнова музыкант использовал выборную систему, которая не так давно изменила конструктивную систему баяна, усложнила технику игры, тем самым увеличила технические возможности для исполнении переложений классических сочинений, написанных для клавесина, фортепиано, органа, скрипки и т.д. Это убедительно демонстрировали последующие участники концерта. А среди них были и мэтры баянной школы.

Виктор РоманькоОдин из них, лауреат международного, всесоюзного, всероссийского конкурсов, народный артист России, профессор Уральской государственной консерватории Виктор Романько. В присущей ему динамичной, харизматичной исполнительской манере, маэстро интерпретировал «Три прелюдии» Джорджа Гершвина: блюзовую, колыбельную и испанскую, вызвав восхищение зрителей темпераментом и поистине оркестровым звучанием инструмента. А ещё профессор, без опасений за свой классический статус, показал блистательные «клубно-эстрадные» опусы импровизации он-лайн на заданные темы. Темы известных песен «Смуглянка», «Московские окна», «Во поле берёза стояла» варьируя, перестраиваясь, перемежаясь, возбудили зал и потребовали продолжения на «бис». Известно, что баян, аккордеон обладают не только сольными, но и ансамблевыми и оркестровыми функциями музицирования. «Гнесин-форум» - ансамбль солистов, создатель которого Михаил Бурлаков, исполнитель, педагог, яркий представитель плеяды выпускников Российской академии музыки имени Гнесиных. Под его руководством ансамбль исполняет самый разнообразный репертуар, где многоликий баян наряду с виолончелью, флейтой, скрипкой и другими инструментами выступает то в роли средневекового клавесина, то космического органа из будущего, создавая и медитативные образы, и реалии современного мира. В праздничном калейдоскопе концерта «Гнесин-форум» исполнил два сочинения, хронологически разделённых почти столетием. Одно из них, авторское сочинение маримбофониста и композитора Льва Слепнера «Размышление», другое – три номера из опериты «Мария в Буэнос – Айресе» брендового Астора Пьяццоллы. Оба сочинения отличала изящная, яркая, мелодичная, располагающая к себе музыка. В «Размышлении» хоровод звуков, как текущая река, переливаясь от маримбофона к баяну, от флейты к альт-саксофону и туттийному многоголосию гипнотически завораживал, увлекал в нереальность. В «оперите», как охарактеризовали своё странноватое сочинение Пьяццолла и автор текста Орасло Феррер, всё таки больше оперы, чем мюзикла или оперетты, а «Гнесин-форум» в своём прочтении обошлись без участия вокалистов, занимательно реализуя музыкальный материал инструментальными средствами. Характерно, что в каждом из номеров в той или иной степени присутствует поразительное сочетание чувственной тоски и «ритмов сердца» танго-нуэво знаменитого композитора-мастера.

В честь юбилея ветерана кафедры баяна и аккордеона, заслуженного деятеля искусств РФ и Башкортостана, профессора Вячеслава Филипповича Белякова выступали молодые лауреаты всероссийских и международных конкурсов 2018 года.

В честь юбилея ветерана кафедры баяна и аккордеона, заслуженного деятеля искусств РФ и Башкортостана, профессора Вячеслава Филипповича Белякова выступали молодые лауреаты всероссийских и международных конкурсов 2018 года, подтвердив, что баянная школа не оскудевает талантливыми исполнителями. Блистательные «Сонаты» Доменико Скарлатти исполняли Алексей Панкратов, Юлий Мистюков, Владимир Ступников.

Сонаты, написанные для клавишных инструментов в XVIII веке и позже, оказали сильное влияние на технику игры на фортепиано, а в XXI веке оказались актуальны и заняли нишу в репертуаре баянистов, оказывая то же самое и на исполнительскую школу. Кроме сонаты, каждый из названных музыкантов исполнял оригинальные пьесы: Панкратов – буйно-бурное «Рондо-каприччиозо» Владислава Золотарёва, Ступников – брутальный финал «Сонаты№6» Анатолия Кусякова. Юлий Мистюков /аккордеон/ технично и выразительно познакомил слушателей с сочинением австрийского композитора Йозефа Хельмебергера /младшего/ «Танец дьявола», написанным для симфонического оркестра в транскрипции для баяна. Артистичность другого исполнителя Рафаэля Сапукова с «Кармен-вариациями» Жоржа Бизе вызвала также живой интерес публики. Внешние атрибуты характерного поведения, мимика баяниста – лауреата дополнили впечатление от звучания знакомой и прекрасной музыки. В концерте солировали ещё два интересных музыканта Олжас Нурланов и Арслан Алиев, а завершали его Илона Савина /аккордеон/ и Никита Украинский /баян/ праздничным, нарядным «Балкан – танго» Дражана Косорича, как бы оптимистично напутствуя: «…улыбайся миру и однажды он улыбнётся тебе».

Илона Савина /аккордеон/ и Никита Украинский /баян/

Александр ГОЛУБИНСКИЙ

Фото автора

25.03.2019



← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей