• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



МУЗЫКАЛЬНЫЙ МИФ ОБ ОРФЕЕ

Одним из ярких и наиболее значимых музыкальных событий октября стала российская премьера камерной оперы М.А. Шарпантье «Сошествие Орфея в ад», представленной барочным консортом «TEMPO RESTAURO», солистами и дирижером Марией Максимчук в Галерее искусств Зураба Церетели.

В тот же вечер прозвучали фрагменты мелодрамы «Орфей» Е.И. Фомина (этот нотный материал был любезно предоставлен Всероссийским музейным объединением музыкальной культуры имени М.И. Глинки). Это была вторая программа из интереснейшего цикла «Барокко. Картины мира», автором и организатором которого стала многопрофильная компания «Арт-Центр ПЛЮС».

По словам Генерального директора «Арт-Центр ПЛЮС» Елены Лащенко, к старинной музыке компания в своих проектах обращается уже достаточно давно и постоянно. Так, в течение пяти лет проводился открытый конкурс «Дети играют старинную музыку», в котором принимали участие юные музыканты со всей страны. Проект «Барокко. Картины мира» - также закономерный результат работы за несколько лет. Благодаря поддержке Департамента культуры города Москвы и включению этого проекта в программу «Открытая сцена», стало возможным подготовить и исполнить целый ряд уникальных программ барочной музыки, включить в современный контекст ранее не исполняемые произведения, редко звучащую музыку.

В проекте участвует барочный консорт «Tempo Restauro» под руководством Марии Максимчук.  Дирижер Московского академического Музыкального театра имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, преподаватель Московской государственной консерватории, М. Максимчук давно увлечена музыкой барокко. Эта увлеченность и привела к созданию уникального коллектива – уникального, потому что, несмотря на тот факт, что все исполнители работают в разных местах (театрах, оркестрах, ансамблях), коллектив имеет постоянный состав,  и все входящие в него исполнители являются солистами. «Tempo restauro» специализируется на исторически информированном исполнительстве. Некоторые барочные музыкальные инструменты, на которых играют музыканты,   реставрированы, некоторые – изготовлены по старинным образцам современными мастерами.

«Обращаясь к партитурам XVI-XVIII вв., мы воссоздаем их звучание, давая возможность публике погрузиться вместе с нами в музыку прошлого, - говорит Мария Максимчук. - Наш труд направлен на поиск подлинного исторического звучания партитуры. Подобно реставраторам, бережно работающим с материалом, аккуратно "сбивающим наслоения позднейшей штукатурки", мы отказываемся от исполнительских традиций эпохи романтизма. Конечная же цель – удивительный мир барокко и ренессанса с определённой исполнительской культурой и философией».

Выдающийся французский композитор и певец Марк Антуан Шарпантье, будучи молодым юношей, поступил на службу к Мари де Лоррен, принцессе Жуанвильской, герцогине де Гиз, обожавшей музыку и постоянно проводившей в своем доме музыкальные салоны. Затем великий французский драматург Ж.Б. Мольер пригласил его заменить Ж.Б. Люлли в работе над его комедиями-балетами (в том числе такими как «Брак поневоле» и «Мнимый больной»).

После смерти Мольера Шарпантье продолжает работать в труппе короля (впоследствии – «Комеди Франсез»). Композитор обучал также музыке герцога Орлеанского, будущего регента Франции, для которого написал трактаты «Правила композиции» и «Сокращенные правила аккомпанемента». Более двухсот лет имя и музыка Шарпантье находились в забвении. Лишь в 50-х годах прошлого века, когда музыка из его мотета «Te Deum» была избрана гимном Евровидения, вновь возник интерес к его творчеству.  

В России среди крупнейших композиторов доглинкинской эпохи одним из первых необходимо назвать имя Евстигнея Ипатьевича Фомина. С шестилетнего возраста будущий композитор обучался в музыкальных классах Петербургской Академии Художеств. В 1782 году, окончив курс с отличием, он был направлен в театральную дирекцию на должность «репетитора оперных партий». Наиболее значительным из дошедших до нас произведения Фомина является его мелодрама «Орфей», два фрагмента из которой («Увертюра» и «Пляска фурий») прозвучали в исполнении барочного консорта «Tempo Restauro» под руководством Марии Максимчук. 

Значительным достоинством этого произведения является и то, что в своей трактовке большой античной темы композитор не прибегает к стилизации, а вкладывает в форму трагического музыкального спектакля живые волнующие чувства. По глубине эмоционального содержания, новизне музыкально-выразительных средств и инструментовке «Орфей» Фомина намного опередил общий уровень русской музыки XVIII века, предвосхищая творчество композиторов более позднего времени.

В опере М.А. Шарпантье партии Орфея и Эвридики исполнили молодые певцы Томас Баум и Елена Епихина, обладающие утончённой музыкальной культурой и глубоко чувствующие музыку. Они продемонстрировали не только исполнительское мастерство, блестящую техническую виртуозность и артистизм, но и свободное владение барочным стилем.

В остальных партиях также были заняты артисты с выразительной сценической внешностью и хорошей вокальной школой: Ольга Луцив-Терновская (Дафна, Прозерпина),  Антон Зараев (Плутон), Наталья Данькова (Энон), Екатерина Коломина (Аретуза), Сергей Власов (Иксион), Григорий Королев (Титий), Владимир Красов (Аполлон, Тантал).

Достойным партнёром солистов выступил барочный консорт «Tempo Restauro» (Ирина Рабчевская и Полина Бабинкова – барочные скрипки, Дарина Аблогина и Екатерина Тугаринова – барочные флейты, Сергей Тищенко – барочный альт, Александр Гулин – виола да гамба, Ольга Филиппова – клавесин, Ася Гречищева – теорба, Мирослав Масимюк – виолон). Хочется отметить также автора замечательной сценической версии оперы Сергея Балашова.

В музыкальной же части спектакля особая заслуга, бесспорно, принадлежит дирижеру Марии Максимчук, сумевшей по-новому озвучить обе партитуры, при этом очень бережно относясь к первоисточнику. Ее яркие и убедительные интерпретации отличали и тонкая отделка детали, и разнообразие звукового колорита при искренней эмоциональности, идущей от живого ощущения музыки.

Остается добавить, что постоянных слушателей цикла «Барокко. Картины мира» впереди ждет еще немало приятных сюрпризов. Третий концерт цикла состоится 6 декабря. Состоится российская премьера кантаты Дж. Санчеса «Pianto della Madonna» («Плач Мадонны») и духовных дуэтов Н. Порпоры. Прозвучат редко звучащие духовные мотеты А. Вивальди, произведения Д. Бортнянского и М. Березовского.

Ирина НОВИЧКОВА

Фотографии Ирины ШЫМЧАК

 


← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей