Новости |
Невозможная любовь и другие шекспировские страсти в Новой Опере
Нынешняя осень в оперном мире Москвы выдалась поспокойнее, чем предыдущая. Событий много, премьеры проходят, и даже порой вызывают сильные противоречивые чувства. Но, заметим, что нет ни той истерии, ни той скандальности, ни того воодушевления, которые охватывали всю оперную Москву в прошлом году… Вспомним хоть «Бал-маскарад» в Геликоне, хоть «Тангейзер» в Музыкальном театре им.Станиславского и Немировича-Данченко, хоть «Пиковую даму» в Новой опере. Вот и подготовка к премьере оперы Шарля Гуно «Ромео и Джульетта» в постановке Арно Бернара шла своим чередом. Да, происходило освещение этой подготовки в медиа, да, в театре шла работа, да, появлялось много неожиданных и интересных деталей, вроде приглашения Павла Янчика для постановки боевых сцен (в опере!). Но, тем не менее, ни скандала, ни ажитации, ни чрезмерных ожиданий не наблюдалось. Работа шла своим чередом, что-то происходило в недрах театра, время от времени до публики доносились отголоски этих событий, и так незаметно и подошло время премьеры. А вот уже на пресс-показе выяснилось: для того, чтобы сделать одну из лучших оперных постановок Москвы за последние годы, не нужны скандалы, излишнее внимание, или какие-то перченые детали. Нужны только талантливые люди, объединенные общим стремлением и любовью к опере. И в итоге мы получаем сияющий, стремительный, горький и красивый спектакль.
Личность режиссера-постановщика – удивительна. Впрочем, как и та роль, которую Арно Бернар сыграл в этой постановке. Бывший скрипач, отметившийся постановочной работой в целом ряде далеко не последних европейских театров, в том числе и в Михайловском театре (за «Богему», кстати, был номинирован на российскую «Золотую маску»), воплотил в работе над «Ромео и Джульеттой» несколько ипостасей. Помимо руководства всей постановочной работой он также придумал декорации, костюмы и возглавил работу со светом. За музыкальную часть постановки отвечал всем нам хорошо знакомый Фабио Мастранжело. В общем, на первые показы все шли с большим любопытством, но достаточно спокойно. И как же обманчив оказался этот покой – но не в уже привычном для московской оперной сцены смысле, а с огромным знаком «плюс»!
Первое, что видит зритель еще до начала увертюры – впечатляющий боевой танец, разворачивающийся на крошечных улочках и площадях средневекового города. Люди в красных и черных одеждах настойчиво и яростно пытаются друг друга убить, и в итоге, когда оркестр уже звучит, им это удается. Сцена завалена мертвыми, и именно в этот момент над жутким полем брани появляются главные герои этой оперы, олицетворяющие собой и всепобедимость, и невозможность любви. Все это выполнено на высшем уровне, начиная от декораций, и заканчивая звучанием оркестра, и очень понятно, что Павла Янчика приглашали не зря, потому что актеры, участвующие в боевой сцене, демонстрируют такое движение, какого в Новой Опере еще никогда не было и Бог весть, появится ли оно еще.
Декорации очень хороши. Вздымающиеся стены средневекового города, покрытые налетом ржавчины, явственно рифмующиеся и перекликающиеся с цветом запекшейся крови, сразу создают интонацию мрачную, но не давящую. Сцена не перегружена, используется минимум реквизита. Присутствует большое количество режиссерских находок, часть из них, например, падающий занавес, отсекающий главных героев от основного пространства сцены во время дуэта, или падающие дождем лепестки роз в сцене свадьбы, использовались уже не раз на оперных подмостках, но все эти элементы выглядят так уместно и использованы так тонко, что никакого ощущения штампа не возникает. Реквизита немного, и вписан он в декорации и сценическое действие великолепно. Главная загадка спектакля – это движение.
Режиссер смело использует все пространство сцены, с равным мастерством и заставляя участвовать в действии почти всю труппу, и оставляя на сцене двух-трех персонажей. Все композиционные решения остаются при этом гармоничными и продуманными, и достигается это как раз за счет высочайшего уровня актерского воплощения и замечательной работы режиссера с труппой театра. Каждый солдат знает в этой армии, предводителем которой является Арно Бернар, свой маневр и выполняет его с талантом и чаянием. Результат в итоге получается восхитительным, вся опера живет и дышит без остановки, без единого разрыва или сбивки ритма.
Работа оркестра заслуживает отдельных слов. Фабио Мастранжело хорошо знаком и с оркестром Новой, и с ее вокальными возможностями. Во всех своих работах в этом театре Фабио показывал и отменный талант, и завидное умение распоряжаться доставшимся ему ресурсом. «Ромео и Джульетта» исключением не стала. Великолепное стройное звучание, грамотное и четкое акцентирование, отличное взаимодействие оркестра и певцов.
А вот теперь и самое главное. Речь все же идет не о голливудском боевике и не о симфоническом концерте, а об опере - о вокальной части спектакля. За прошедший год Новая Опера не раз удивляла нас, вытягивая в откровенно слабых компонентах проекты, именно за счет пения и великолепной работы оркестра. Но в «Ромео и Джульетте» театр просто вытащил счастливый билет и показал максимум своих возможностей: великолепные декорации, интереснейшие костюмы (Капулетти в красном, Монтекки в черном, Джульетта в белом, и стремительно серебристый Ромео), удивительная работа со светом, которая являлась важнейшим элементом постановки, умело создавая объемы и расставляя цветовые акценты, и уверенная работа оркестра дополнились совершенно потрясающей работой вокальной, и все солисты, и хор, находясь в непрестанном и сложном движении, с помощью которого реализовывалась режиссерская мысль, пели великолепно, настолько хорошо, что лучше и представить невозможно. «Новая Опера» еще раз показала, что обладает замечательным, одним из лучших в стране вокальным потенциалом и очень хорошо умеет этот потенциал реализовывать.
Мне довелось быть на пресс-показе, в котором заглавные роли исполнили Ирина Костина (сопрано) и Георгий Васильев (тенор). После яркого, восхитительного дебюта Ирины Костиной в роли Сюзанны в «Свадьбе Фигаро», раскрывшего грани ее не только вокального, но и актерского таланта, возникали опасения, а не на один ли это раз? Но нет, Ирина была настолько убедительна в роли юной Джульетты, что сомнения отпали – правда, не сразу, в первой сцене показалось, что немного зажатости все-таки присутствовало... Однако уже во втором действии Джульетта-Ирина восхищала непосредственностью и живостью, чистотой и убедительностью образа, в сочетании с потрясающей колоратурой и полетностью голоса. Ирина виртуозно смогла передать всю гамму чувств, наполняющих юную героиню – от трепетной нежности и безудержной силы первой любви до безумной горечи утраты…Джульетта в белом платье – как луч света, пронизывающий мрачное пространство человеческой ненависти…Нежная, пылкая, хрупкая и беззащитная, Джульетта-Ирина – само воплощение литературного прототипа.
Георгий Васильев создал в паре с Ириной Костиной великолепный дуэт. Казалось, эта пара возникла не на сцене московского театра, а сошла к нам со страниц шекспировского шедевра –настолько органично, естественно и убедительно проживают они на сцене свои короткие жизни! Георгий-Ромео, с первых же нот покоривший зал мягким кантиленным звучанием, красотой тембра, тончайшими оттенками и эмоциональным наполнением роли, казалось, дышит с Джульеттой в унисон.
«Я хочу заставить зрителя понять невероятную любовь Ромео и Джульетты, невозможную в условиях ненависти и жестокости», - объяснил свой замысел перед премьерой режиссер Арно Бернар. И это ему удалось полностью. «Невозможная» любовь представителей двух враждующих кланов, в исполнении Костиной и Васильева, заставила биться сердце не одного зрителя в зале, а были ведь и такие моменты, что слезы сами наворачивались на глаза…
Эмоции захлестывали, конечно, не только в сценах дуэтов Джульетты и Ромео. Каждый герой, появляющийся на сцене – будь то бесшабашный заводила Меркуцио (Илья Кузьмин), благородный и властный Граф Капулетти (Владимир Байков), легкомысленный паж Стефано (Анна Синицына), заботливая Гертруда (Александра Саульская-Шулятьева) или задиристый Тибальд (Вениамин Егоров), настолько ярко, экспрессивно, страстно и убедительно играл свою роль (я умышленно не употребляю выражение – «пел свою партию», потому что это было не просто «пение», а полноценная актерская игра и точное эмоциональное воплощение), что зрители внимали страстям, обуревавшим героев из далекого прошлого, затаив дыхание. В целом актерский ансамбль заслуживает наивысших похвал – опера продолжительностью в три с половиной часа пролетела в один миг. И это была действительно ансамблевая игра, а не формальная «отработка» роли каждым артистом…
Спектакль получился чудесный, особенно приятно, что чудо это оказалось нежданным – никто не сомневался в возможностях театра «Новая Опера», но то, что театр покажет постановку, в которой идеально совпали и были отлично выполнены все непростые компоненты оперного искусства, невозможно расценивать иначе как театральное чудо.
«Новую Оперу» поздравляем с замечательной премьерой! Спасибо, дорогие друзья, вы снова напомнили Москве, какой она должна быть, настоящая, большая Опера, которая заставляет зрителя переживать, плакать и восхищаться, а ведь именно ради этого все мы идем в театр, но так редко это получаем... А у вас удалось. Большое спасибо.
Ирина Шымчак
Фото автора
Анонсы |
-04.11.24-
-04.02.25-
-07.06.25-
-14.06.25-