• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



26.11.2019

РАЗГОВОР ПРОФЕССИОНАЛОВ

Четвертый фестиваль “Видеть музыку”, который был организован Ассоциацией музыкальных театров России при поддержке Фонда Президентских грантов и Министерства культуры Российской Федерации, с полным на то правом может называться настоящим профессиональным форумом. И не только потому, что представил реальную панораму того, что сегодня происходит на сценах отечественных театров – оперы и балета, музыкальных, музыкальной комедии, - но и снова на традиционной конференции АМТ, дал возможность серьезного разговора о состоянии жанра, проблемах и вопросах, волнующих прежде всего профессионалов, но также и всех, кому интересно искусство музыкального театра.

Георгий Исаакян

Впрочем, разговор начался задолго до самой конференции – в программу фестиваля входила инициированная президентом АМТ Георгием Исаакяном серия интереснейших полемических «Диалогов об опере». Собеседниками Георгия Исаакяна в этих диалогах стали, как он сам определил, «те, кто завоевал авторитет и востребованность в иных областях, однако, кто всё же приходит в театр как зритель». Председатель комитета по культуре Госдумы Елена Ямпольская, бывший министр культуры Москвы Сергей Капков, журналист Арина Бородина, замредактора журнала «Эксперт» Александр Привалов рассуждали о том, каким они видят музыкальный театр, о взаимоотношениях театра и общества, власти и театра.

Основными же темами собственно конференции, заседания и семинары которой проходили на площадках Большого театра России, Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, Детского музыкального театра имени Н.Сац, стали не только вопросы взаимоотношений между театром и обществом, но и острые дискуссионные моменты проблем режиссерского театра, режиссерских интерпретаций материала, репертуарной политики театров, эволюции отношений театра и зрителя.

Екатерина Кретова и Александр Колесников

Генеральный директор Фонда поддержки отечественной культуры «Единство», профессор Санкт-Петербургской Государственной Консерватории и Московского Государственного Университета им. М.В. Ломоносова Ирина Горюнова в своем докладе «Режиссерский музыкальный театр конца ХХ-начала ХХI вв: завоевания и проблемы» проанализировала основные тенденции, которые характерны для современного музыкального театра. «Одна из явных особенностей нашего времени - визуализация сознания. Мы научились достаточно хорошо визуализировать музыку. А насколько мы умеем её слышать? С одной стороны, мы наблюдаем активное взаимопроникновение классики и массовой культуры, с другой - борьбу с нафталином и штампами, которая порождает еще большую мертвечину нового рода, новые штампы. В эстетике современного театра доминантой становится именно режиссёр, он является полноправным соавтором сценического действия. И самым спорным становится вопрос интерпретации произведений». Тему режиссерской интерпретации  продолжили и эксперты круглых столов критиков. Александр Колесников, говоря о режиссёрских переосмыслениях классики, подчеркнул, что произведения выдающихся мастеров прошлого содержали в себе изначально всё то, что может быть переосмыслено. Екатерина Кретова в своём выступлении также говорила о проблемах  современных режиссёрских прочтений классического репертуара. «Верди чётко прописывал характеры героев и делал подробные экспликации для своих опер. Однако, читается, при Верди ДО-режиссёрский театр, а сейчас – режиссёрский, - сказала Екатерина Кретова и привела слова Тимофея Кулябина: «Режиссёрский текст может вступать в конфликт с авторским и даже разрушать его!». Екатерина Кретова считает, что в таком случае это уже «не приращение смыслов, а прирОщенные, т.е. чуждые изначальному авторскому замыслу смыслы. Сегодняшние авторы спектаклей ничем не рискуют. И в итоге режиссёр создаёт спектакль ПО партитуре про СВОИ смыслы. Но очень редко это получается и вообще может получиться. Всё это – не хорошо и не плохо, - это реальность сегодняшнего дня». Однако, Екатерина Кретова полагает очень важным правильное позиционирование таких постановок. «Когда режиссёры не интерпретируют авторский текст, а препарируют его  – пускай ставят своё имя на афишах рядом с авторами, чтобы публика знала заранее, что с классическим репертуаром в спектакле будет мало общего!»

Андрей Хрипин, Александр Иняхин, Дмитрий Морозов, Лев Яковлев.
Круглый стол критиков

Круглый стол критиков проходил в течение двух дней, и во второй день его темой стали анализ афиши и подведение итогов фестиваля. На мой взгляд, именно анализа афиши и не получилось – выступления уважаемых экспертов свелись к анализу, пусть даже содержательному, отдельных спектаклей или их деталей, причем критики даже иногда вступали в дискуссии по поводу той или иной детали, не всегда имеющей значение.  Исключением стало выступление драматурга Льва Яковлева, который обозначил очень важный момент: без сложной драматургии хорошего спектакля быть не может. И фестиваль это доказал. «Никакая музыка, свет, эффекты, – ничто не заменит хорошую драматургию. После того, как прекратила существование лаборатория молодых драматургов в СТД, ушла возможность знакомства с молодыми драматургами. И теперь выигрывают те руководители театров, которые умеют собрать под свой проект поэтов, драматургов, хореографов. В результате получаются замечательные спектакли, как «Шербурские зонтики», «Две королевы», «Декамерон», - сказал Лев Яковлев.- А вот мюзикл «Леонардо» (композитор Ким Брейтбург, либретто Евгения Муравьева) - пример того, что не может присутствовать на академической сцене. Это очень плохая пьеса, очень плохого драматурга».  

По поводу спектакля «Леонардо» и других мюзиклов К.Брейтбурга на конференции состоялся очень острый разговор, который, к сожалению, трудно назвать дискуссией, потому что «правили бал» эмоции, получившие несколько неожиданное для нашего времени воплощение – несколько директоров театров, обиженных резкой оценкой мюзиклов Кима Брейтбурга Александром Колесниковым, обратились в Ассоциацию музыкальных театров с письмом, требующим от критика извинений. Наверное, подобной ситуации можно будет избежать в будущем, ведь замечательное начинание этого года –дневник фестиваля его на сайте, в котором оперативно публиковались рецензии на проходившие спектакли, может стать настоящей дискуссионной площадкой для аргументированного высказывания самых разных мнений.

Уже традиционно конференция стала настоящим научно-практическим семинаром для профессионалов по вопросам развития маркетинговых методик работы с аудиторией в музыкальных театрах. Сообщение директора по развитию Пермского театра оперы и балета Аллы Платоновой стало практическим руководством к действию, конкретные примеры успешных маркетинговых ходов, вне всякого сомнения, будут использованы ее коллегами в разных регионах России. Размещение этого материала на сайте Ассоциации сделает его доступным настоящим учебным пособием для театральных маркетологов и всех, кто занимается в музыкальных театрах вопросами развития и продвижения. Ведь перед театрами стоит насущная задача увеличения посещаемости. Однако, очень важным представляется и прозвучавшее на круглом столе директоров театров мнение,  что  театрам, как особому виду госучреждений, следует уменьшить обязательства по количеству зрителей и по доходам, а во главу угла ставить КАЧЕСТВО – художественный уровень постановок.

В рамках конференции также прошла творческая лаборатория молодых режиссеров, с презентацией их проектов. Так что наряду с панорамой дня сегодняшнего фестиваль дал и некоторое представление о том, как будут видеть музыку завтра. Все ли из показанного может выйти за пределы лаборатории и быть осуществлено на «большой» сцене – вопрос открытый и очень интересный.

 

Надежда КУЗЯКОВА

Фото предоставлены пресс-службой фестиваля «Видеть музыку».

26.11.2019



← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей