• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



Реквием Вячеслава Артемова к 100-летию геноцида армян

Боль не проходит, свет не гаснет…

24 апреля 2015 года мир отмечал траурную дату столетия геноцида армян в Османской империи. Чёрный юбилей вызвал огромный резонанс - по всему земному шару прошли мероприятия, посвящённые этой страшной и незабываемой странице в истории человечества. Москва не стала исключением – 23 апреля в Большом зале Московской консерватории был исполнен знаменитый «Реквием» Вячеслава Артёмова, а посвящено исполнение было как раз столетию геноцида.

Событие происходило в рамках II Международного фестиваля вокальной музыки «Опера априори», и стараниями агентства «Арт-Брэнд» на сцене Большого зала были собраны лучшие исполнительские силы – Российский национальный оркестр, Государственная академическая хоровая капелла России им.А.А.Юрлова и хор мальчиков Хорового училища им.А.В.Свешникова. Сольные вокальные партии исполняли армянские певицы и певцы, волею судеб разбросанные по всему миру и многого добившиеся вдали от Родины, но в тот вечер приехавшие в Москву, чтобы почтить горькую память сотен тысяч невинно убиенных соотечественников.

23 апреля в Большом зале Московской консерватории был исполнен знаменитый «Реквием» Вячеслава Артёмова

В качестве солистов в концерте принимали участие Асмик Папян, Лиана Алексанян, Термине Зарян, тенор Ованес Айвазян, баритон Арсен Согомонян и самый юный участник, солист хора мальчиков Валера Козловский. К дирижерскому пульту также встал армянин, хорошо известный и в Армении, и за ее пределами Эдуард Топчян, художественный руководитель и главный дирижёр Государственного филармонического оркестра Армении. Очень важная в сочинении партия органа досталась Марии Векиловой, прекрасному музыканту с армянскими корнями, также хорошо известной в Европе.

«Реквием» Артёмова – произведение огромное, значимое и этапное для композитора. Возможно, даже и самое главное в его карьере. Вячеслав Артёмов, входивший в «хренниковскую семёрку», подвергался обструкции в советские времена, но родину не покинул, что, вполне возможно, и позволило ему успешно балансировать на грани между будущим и вечным, успешно создавая свою любимую musica perennis, щедро окрашенную в национальные тона. Артёмов – композитор, безусловно, русский, имеющий в основе своего мироощущения мощнейшую русскую традицию, но легко выходящий за рамки любых дискурсов и ограничений. Представленный публике «Реквием» - одно из ярчайших свидетельств такого выхода, а мощнейший и широчайший арсенал исполнительных средств, мастерски использованных композитором, неизбежно приводит слушателя к потрясению.

Эдуард Топчян

Выбор произведения в этот траурный вечер был не случайным. Так уж получилось, что это творение Артёмова оказалось связанным с ещё одной страшнейшей трагедией в жизни армянского народа – Спитакским землетрясением. Так совпало, что трансляция «Реквиема» по Всесоюзному Радио проходила в то же время, когда Армения в очередной раз содрогнулась от ужаса.

После короткого вступительного слова – а нужно ли говорить долго о том, что до конца не способно вместить ни сердце, ни разум (одна деталь потрясла – слушателям сообщили, что как раз в этот момент идет причисление всех полутора миллионов погибших в геноциде к лику святых Армянской Апостольской церкви) – в зале погас свет, и над замершим Большим залом консерватории разлился трепетный и полный невыносимой скорби голос Асмик Папян. После этого короткого и пронзительного вступления и грянул сам «Реквием», огромный и по замыслу, и по размаху, и даже по времени. Исполнители не подкачали, да и могло ли быть иначе? Сложнейшая музыкальная ткань, состоящая из звучания сотен голосов инструментов и певцов, чьи музыкальные движения зачастую нарушали все привычные законы и логичные, казалось бы, траектории, была крепко сшита Эдуардом Топчяном.

Вячеслав Артемов, Эдуард Топчян

Дирижёр действовал с внимательной страстностью и очень ясно ощущалось, что то самое переживание, которое так почитает сам Артёмов, как высшее средство познания, не покидало его всё время исполнения «Реквиема». Армянские солисты, съехавшиеся из разных концов мира, чтобы отдать дань памяти чёрным дням своего народа, тоже были на высоте, но надо отметить, что и московские хоровые коллективы, а именно им волей композитора досталась главная ударная нагрузка «Реквиема» (и задачи, которые сочинитель поставил перед хорами, были ой не простыми), показали себя с самой лучшей стороны.

А Российский национальный оркестр ещё раз блестяще подтвердил свою репутацию одного из лучших оркестров в мире. Столкнувшись с произведением редко исполняемым (в силу огромного количества участников количество репетиций было ограничено) Российский национальный показал всё, на что он способен – а способен он очень на многое. На слушателя обрушился артемовский космос, полный боли и отчаяния, балансирующий на грани смерти, но так и не срывающийся в спасительное небытие. Вся многоголосица, и резкие рояльные акценты, и работа органа, и работа ударных, и работа духовых – всё мощно создавало это ощущение, а великолепные струнные группы оркестра доводили это переживание до немыслимых глубин.

Перенести напряжение столь высокого уровня было непросто, а когда Артёмов привел свой «Реквием» к финалу, в котором становилось ясно, что свет не гаснет (а он не гаснет, потому что не гаснет никогда), публика оставалась какое-то время замершей, а потом можно было увидеть, как вместе с овацией зрители поднимаются и стоят…

Сложно себе представить музыкальный вечер, который лучше бы продемонстрировал неумирающую память всего мира о первом и одном из самых страшных геноцидов XX века. Хочется сказать слова благодарности всем участникам и организаторам, а особенно сотрудникам агентства «Арт-Брэнд», без которого это огромное событие точно было бы невозможно.

Ирина Шымчак

Фотографии Ira Polyarnaya/OPERA APRIORI


← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей