• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



20.02.2019

Из жизни Рязанской филармонии. Новая глава.

Рязанская филармония

Поздравления – жанр особый. Есть своя специфика. Одно дело написать дружескую открытку, другое – составить официальный адрес. В редких случаях удается совместить искренний тон и строгую форму, но когда речь идет о юбилее организации, тем более, таком значительном – 80-летии, - стоит ли пытаться?

«Дорогая филармония, от всей души поздравляю тебя с юбилеем», – неожиданное начало. Именно с этих слов начинали свой спич герои сегодняшней публикации – руководители творческих коллективов Рязанской филармонии. Дело не в шутливом настрое или желании избежать банальностей, а в искренней любви, объединившей людей, спаянных общим делом.

На этой сцене выступали Давид Ойстрах, Эмиль Гилельс, Елена Образцова, Владимир Спиваков, Дмитрий Хворостовский... Едва ли не все великие русские музыканты бывали на Рязанской земле. С именами некоторых связаны филармонические легенды. По одной, именно на сцене Рязанской филармонии состоялось эпохальное знакомство Мстислава Ростроповича с Александром Солженицыным. По другой, Зураб Соткилава как-то пел в Рязанской филармонии всю ночь напролет. Документальных подтверждений этим фактам нет, зато есть не менее удивительные свидетельства. Так, в мае 1963-го года газета «Приокская правда» в подробностях сообщала о концерте в Колонном зале Дома Союзов Рязанского городского самодеятельного симфонического оркестра. В его составе выступали рабочие, служащие, инженеры, учителя, врачи. Сохранилась даже программа этого памятного вечера.

Афиши, фотографии, статьи, рецензии, отзывы слушателей – настоящая летопись филармонической жизни, прекрасное издание к юбилею филармонии. В этой летописи - восемь глав. Каждая охватывает десятилетний этап. На одной из страниц последней главы – публикация «Музыкального Клондайка». Сегодня мы поздравляем коллег со знаменательной датой и открываем новую главу, первый сюжет которой посвящен юбилейному гала-концерту с участием всех солистов и коллективов Рязанской филармонии.

Первый не только по порядку, но по старшинству – один из старейших филармонических коллективов, Государственный академический Рязанский русский народный хор им. Е. Г. Попова, руководит которым Светлана Сухова: «Наш хор – лицо не только филармонии, но всей губернии. У нас огромный репертуар – более 600 произведений. За последние годы мы побывали в Удмуртии, Марий Эл, Республике Коми. Мы выступали в Коряжме, небольшом городке в Архангельской области, в Суворове Тульской области. Везде – и в больших, и в малых городах – публика очень соскучилась по живой музыке. Мы - рязанский хор и потому поем только рязанский фольклор. До сих пор исполняем записи Ирины Ивановны Косилкиной, которая начинала этот коллектив в 1932-м год в селе Большая Журавинка Ряжского района. Эти песни бережно сохраняются в нашем репертуаре. Две из них – «Сиз орел летал» и «Рябина-рябинушка» вошли в программу юбилейного гала-концерта. Очень важно и авторское направление, у истоков которого стоял легендарный дирижер Евгений Григорьевич Попов, чье имя носит хор. Именно он начал «есениану». Столько хоровой музыки на стихи Есенина, как мы, в России никто не поет. Недаром нас называют есенинским хором».

Рязанская филармония

Свои репертуарные пристрастия есть и у руководителя Рязанского губернаторского симфонического оркестра Сергея Оселкова: «Буквально накануне юбилея филармонии мы играли вместе со скрипачом Сергеем Крыловым, выдающимся музыкантом, потрясающим виртуозом. Он исполнил сложнейший Четвертый концерт Паганини, который мало кто играет. У нас так выстроены абонементы, что каждый концерт становится событием для Рязани. В особенности, это касается цикла «Академия». Не все провинциальные оркестры готовы исполнить, к примеру, симфонию Сибелиуса. Причем, Вторую симфонию, которая значительно сложнее Первой. Или концерт для альта Шнитке. Можно по пальцам пересчитать залы, где эта музыка звучит. А мы ведь уже сыграли и другие инструментальные концерты Шнитке – виолончельный с Борисом Андриановым, фортепианный с Андреем Коробейниковым, а теперь, наконец, альтовый с Даниилом Гришиным.

Несколько сезонов назад у нас прозвучало сочинение, которого, я уверен, до нас в России никто не исполнял – концерт для литавр с симфоническим оркестром Маурисио Кагеля, немецкого композитора аргентинского происхождения. Специально из Германии к нам приехал замечательный ударник Андрей Дойников. Мы сыграли этот концерт дважды – в Ярославле и Рязани. Вот это было настоящее событие! Яркая музыка, экзотический инструмент, просто «поэма экстаза», в финале которой исполнитель на пике страстей головой пробивал литавру, которая, правда, оказалась бутафорской. Публика была в восторге!

Хорошо, что филармония в достаточно непростое время приглашает таких замечательных солистов. Конечно, финансовые затраты не окупаются, но мы понимаем, что это нужно публике и очень важно для всех нас».

Известность Рязанского народного хора и симфонического оркестра филармонии давно перешагнула границы области, а вот камерный хор под управлением Алексея Ракина в начале пути.

Алексей Ракин: «Мы работаем с января 2016 года. До этого в течение 15 лет в Рязани не было камерного хора. Понятно, что это очень большой пробел в музыкальной жизни города, и по инициативе руководства филармонии коллектив возродился, начал новую творческую жизнь. У участников хора хороший потенциал и очень много желания, энтузиазма. Никаких секретов нет, мы просто много работаем. У нас большой репертуар. Много поем духовной музыки. Стараемся хотя бы раз в год делать «духовный акцент», готовим большой концерт во время Великого Поста. За эти годы мы исполнили несколько опер, кантат. Помимо этого в сезоне у нас бывает 4-5 концертов с самыми разными программами».

Подарком к юбилею филармонии стало открытие после реконструкции Зала камерной музыки, который появился в бывшем Гостином дворе в начале 90-х, когда о новых концертных площадках оставалось только мечтать. История его рождения – еще одна филармоническая легенда. Полуразрушенное, полузатопленное, полусгоревшее – таким помнят старожилы старинное здание в стиле классицизма. Чудесным образом его пространство было трансформировано в высокий просторный зал с прекрасной акустикой и уникальным декоративным оформлением, самой запоминающейся особенностью которого остается знаменитая деревянная люстра. На торжественном открытии обновленного зала выступили «Солисты Рязани», отмечающие в нынешнем сезоне свой первый юбилей.

Сергей Оселков: «5 лет назад, в день рождения Рязанской филармонии появился камерный ансамбль – «Солисты Рязани». Лучшие струнники симфонического оркестра и несколько духовиков образовали новый коллектив. Очень важно, чтобы музыкант отдавал как можно больше времени своему делу. Одно дело играть в оркестре, а другое – выходить на сцену в роли солиста».

Хотя в Рязани нет своего оперного театра, оперы здесь звучат с завидной регулярностью. Как ни вспомнить, что рязанская земля дала миру выдающихся оперных певцов братьев Пироговых, чье имя носит сегодня Рязанский музыкальный колледж. Первым рязанским театром был построенный в 1787-м году Оперный дом, а первый в истории исполнитель партии Евгения Онегина в одноименной опере Чайковского Сергей Гилёв стоял у истоков профессионального музыкального образования в Рязани.

Сергей Оселков: «У каждого региона должен быть знаковый, брендовый фестиваль. Важно, чтобы этот фестиваль был общедоступным! И еще – публика должна слышать живое исполнение оперной музыки. Потому мы решили создать летний фестиваль с непременным концертным исполнением опер. Поскольку фестиваль проходит в Рязанском Кремле, акцент сделан на русской музыке. За эти годы прозвучали «Пиковая дама» и «Евгений Онегин» Чайковского, «Князь Игорь», «Царская невеста», «Алеко», «Руслан и Людмила». На этот раз будет исполнен «Борис Годунов». Очень приятно, что филармония считает главной своей задачей просветительство».

В Концертном зале Рязанской филармонии выступали Анатолий Ведерников, Тамара Милашкина, Галина Писаренко, Тамара Синявская. На одной из афиш полувековой давности целое созвездие имен артистов Большого театра. Золотая эпоха – Павел Лисициан, Иван Петров (Краузе), Владимир Ивановский, молодые Зураб Анджапаридзе, Ирина Архипова и Галина Олейниченко.

Ведущие солисты российских оперных театров – желанные гости филармонии.

Игорь Морозов, солист театра «Геликон-опера»: «Рязань – это родной дом. Здесь для меня открылся мир музыки. Здесь я сделал свои первые шаги. Я попал в правильные руки Ольги Викторовны Сорокоумовой, которая, в итоге, и привела меня в филармонию на конкурс юных вокалистов имени Александра Пирогова, благодаря которому я попал в Москву.

Рязанская филармония сегодня активно развивается. Раньше о ней редко можно было услышать, а сегодня многие из моих друзей-музыкантов, настоящие большие мастера, которые гастролируют по всему миру, выступают на лучших сценах, приезжают в Рязань. Очень приятно, что здесь стали звучать оперы. Раньше такого не было. Этим летом на фестивале «Кремлевские вечера» я выступлю в партии Шуйского в опере «Борис Годунов». Мы довольно давно знакомы с дирижером Сергеем Оселковым, мне очень приятно с ним работать. Он замечательный музыкант, талантливый дирижер и прекрасный человек, так что я всегда с радостью приезжаю в Рязанскую филармонию».

Полина Шамаева, солистка театра «Новая опера» имени Е. Колобова: «В Рязанской филармонии я частый гость. Каждый приезд в Рязань для меня праздник. Дирижер Сергей Оселков производит на меня сильное впечатление своей собранностью и организованностью. То, как за несколько лет вырос уровень симфонического оркестра, как изменилось качество звучания – его огромная заслуга. У меня самой дирижерское образование, и я понимаю, что дирижер должен обладать лидерскими качествами, вести за собой коллектив. С рязанским оркестром невероятно приятно работать. Вместе мы исполнили не одну оперу. Я пела Дуняшу в «Царской невесте», Полину в «Пиковой даме», в этом году спою партию Марины Мнишек в «Борисе Годунове». В Рязанской филармонии прекрасный камерный хор. Это молодой коллектив с неравнодушными хормейстерами. Я считаю, в нашей профессии это самое главное, когда люди горят желанием, стремлением к новым высотам. Хочу поздравить Рязанскую филармонию с 80-летием. Для меня огромная честь и большое счастье участвовать в гала-концерте, посвященном юбилею филармонии. Здесь очень воспитанная, подготовленная публика. Хотелось бы выступать здесь снова и снова».

Материал подготовлен Татьяной ЦВЕТКОВСКОЙ.

Фото предоставлены Рязанской областной филармонией.

20.02.2019



← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей