Новости |
Ветер, море, Брамс…или как РНО завершил сезон
Сезон 2014-2015 стремительно близится к концу, и это, как и любое окончание сезона, вызывает противоречивые чувства. С одной стороны, всех ждут вакации и путешествия, с другой – в культурной жизни наступает неизбежная пауза, и никакие гастроли не в состоянии ее заполнить. Вот и Российский национальный оркестр 11 июня закрывал свой сезон концертом в Большом зале Московской консерватории.
За дирижерским пультом в завершающем концерте занял место хорошо известный в нашей стране и прекрасно знакомый оркестру эстонский дирижер Пааво Ярви. Публике была предложена очень интересная программа – в первом отделении прозвучало сочинение современного эстонского композитора Тыну Кырвитса «Певший с ветром» (маэстро Пааво Ярви известен в мире как пропагандист современной академической музыки Эстонии), закрывал первое отделение Клод Дебюсси – публике были представлены три симфонических эскиза «Море», а во втором прозвучала Вторая симфония Брамса.
Программа, как видно, получилась емкой и разноплановой, но при всей разноплановости имеющая и объединяющие черты: эклектизм Тыну Кырвитса отлично сочетался с пронзительностью эскизов Дебюсси, а сияющее величие брамсовской симфонии №2 стало достойным завершением непростого сезона Российского национального оркестра, в котором хватало и открытий, и ярких удач, и событий неоднозначных. Скажем сразу, завершающий концерт к неоднозначным событиям не относился.
Многолетняя дружба Пааво Ярви и оркестра привела не только к записи нескольких великолепных дисков и прекрасным выступлениям в прошлом, но и к высокому уровню взаимопонимания и взаимодействия, готовности к совместному творчеству в настоящем, что и было нам всем блестяще продемонстрировано во время концерта.
Сложно говорить о значимости Тыну Кырвитса для мировой музыкальной культуры. То сочинение, которое было нам представлено, при всей своей эклектичности, мелодических и ритмических находках выглядело обычным в ряду похожих сочинений современников, и несколько терялось в тени сочинений современников великих. Зато всем нам в этом походе от Кырвитса к Дебюсси и Брамсу удалось увидеть в одном концерте, каким разным, отличным от самого себя до неузнаваемости, может быть Пааво Ярви (оркестр, в отличие от дирижера, был неизменен).
В эстонском экспрессионизме Пааво Ярви проявлял себя очень скупо. Подвижность была минимальной, а мимика вообще отсутствовала. Взвешенными и экономными движениями дирижер просто задавал направление движения оркестру, а Российский национальный, словно корабль высочайшего класса с опытнейшей командой, двигался сквозь чередования минималистических изысков и эмоциональных всплесков эстонского композитора, словно сам по себе. Публика без особого любопытства отнеслась к этой музыке, и это хорошо было заметно по реакции зала, когда музыка наконец-то закончилась.
Дебюсси – это всегда испытание для исполнителей, и неважно, об одиноком пианисте идет речь, или о большом симфоническом оркестре. Такова уж особенность творений этого непростого композитора - пары небольших ошибок вполне достаточно для того, чтобы общее впечатление от исполнения было испорчено безнадежно. Что сказать? Ни оркестр, ни дирижер не подвели. Мы услышали музыку выверенную, страстную и безграничную, напоминающую то самое море, которое композитор обозначил заглавием к своим эскизам. Но воплощение этого моря было создано настоящими мастерами (тут, конечно, невозможно не похвалить в очередной раз оркестр) и управлялось умелой и крепкой рукой (а тут невозможно не отдать должное дирижеру, хотя его кажущееся спокойствие во время исполнения порой и удивляло).
Так прошло первое отделение, и публика разбрелась по холлам Большого зала в ожидании Брамса. Ожидание оказалось недолгим, после антракта мы с нетерпением собрались в зале. Было очень интересно увидеть и услышать, как дирижер справится с одним из самых знаменитых брамсовских сочинений. Не будет, наверно, преувеличением сказать, что восхищенная публика столкнулась с редким явлением – работа дирижера преобразилась полностью, и Пааво Ярви щедро показал нам, каким он может быть разным.
Описывать вторую симфонию Брамса бесполезно, те, кто знаком с ней, хорошо понимают, о чем речь, а тем, кто не знаком, и рассказывать бесполезно, но за пультом мы как будто увидели вообще другого дирижера – страстного, подвижного, обладающего огромным арсеналом управляющих приемов, плотно контролирующего и созидающего не только весь процесс исполнения, но и отдельные группы, и даже отдельных исполнителей, не обязательно солирующих.
Это была работа высочайшего класса, а уровень мастерства оркестра давал достойный ответ на этот дирижерский вызов. Российский национальный в очередной раз восхитил своих поклонников и случайных зрителей. Можно было бы долго рассказывать и про работу струнных (о, эти скрипки, альты и виолончели!), и про работу духовых, и про контрабасы с ударными, но ограничимся простыми словами восхищения и уважения. Это было великолепно, это было очень хорошо и очень достойно для концерта, увенчавшего собой череду выступлений оркестра в сезоне 2014-2015, а ведь за плечами РНО в этом сезоне блестящих выступлений с дирижерами высочайшего класса хватало...
Бурной овацией отреагировал зал на завершение брамсовской симфонии, и эти аплодисменты стали восхитительной, хотя и привычной для Российского национального, точкой в этом сезоне. Этим летом оркестр ждет масштабная гастрольная программа, а мы будем с нетерпением ждать начала нового сезона – уже озвучены планы на следующий Большой фестиваль РНО, и сверстана программа выступлений на 2015-2016 годы. Скажем прямо, нам есть чего ждать от одного из лучших оркестров мира в следующем сезоне. Спасибо, друзья, это был прекрасный сезон, и закончился он тоже прекрасно.
Ирина Шымчак
Фото автора
Анонсы |
-17.12.24-
-04.02.25-
-07.06.25-
-14.06.25-