Новости |
Моцарт, Бухбиндер и ГАСО в Московской филармонии
Ноябрьская столичная афиша богата событиями. Но даже в ряду ярких, интересных концертов то, что происходило два вечера подряд, 7 и 8 ноября, в Концертном зале им.Чайковского, привлекло внимание самых избалованных меломанов и эстетов. В эти дни в Москве выступал австрийский пианист, знаменитый Рудольф Бухбиндер.
Маэстро Бухбиндер, один из выдающихся мировых интерпретаторов Бетховена и Моцарта, московской публике представил шесть моцартовских концертов, в сопровождении одного из самых крепких, известных российских оркестров – Государственного академического симфонического оркестра им.Е.Ф.Светланова. Его трактовки произведений венских классиков и композиторов-романтиков в мире считаются эталонными. Столичная публика уже имела возможность наслаждаться пианистическими достижениями маэстро Бухбиндера, в том числе в двойной роли, когда пианист одновременно выступал и как дирижер – именно так Рудольф Бухбиндер выступал в Москве ровно год назад, представляя фортепианные концерты Бетховена в сопровождении ГАСО им.Светланова, так что для оркестра подобное испытание – не новость (собственно, знакомы они уже давно, и вместе выступают в третий раз).
Мне довелось побывать на втором дне моцартовского марафона, с 23-м, 24-м и 22-м концертами, а накануне, 7 ноября, маэстро представлял 17-ый, 21-ый и 20-ый. Говорят, в былые времена именно так и исполняли произведения, когда сам автор произведения садился за инструмент и одновременно дирижировал оркестром…В наше время, когда уровень пианистического, да и не только, мастерства неизмеримо повысился, вообразить себе такое, конечно, трудно. До тех пор, пока воочию не увидишь австрийского пианиста. Искушенная московская публика, до отказа заполнившая Концертный зал им.Чайковского этим ноябрьским воскресным вечером (впрочем, уверена, что и накануне в субботу было то же самое), внимала не шелохнувшись, и три концерта великого австрийца подряд ее нисколько не утомили.
Выступление с маэстро стало непростым испытанием даже для прошедшего огонь, воду и медные трубы и отлично знакомого с моцартовскими творениями ГАСО им.Светланова. Своеобразие концертов Бухбиндера широко известно, и органично вписаться в создание музыкального полотна, когда солирующий пианист еще и ведет оркестр – задача непростая. Но оркестр справился с честью, звучал емко, мощно и профессионально. Возможно, в силу все тех же особенностей дирижирования чуть не хватало проникновенности, но это никак не могло считаться виной музыкантов, очень уж необычную стилистику выбрал Рудольф Бухбиндер для воплощения своих творческих замыслов.
Зал следил за происходящим на сцене с неусыпным вниманием. Это неудивительно – не каждый вечер увидишь на сцене такое совмещение функций. Слава Рудольфа Бухбиндера абсолютно заслужена. Когда он касался клавиш, становилось понятно, что за роялем находится большой музыкант, которому можно простить многое. Профессионализм оркестра позволял даже такую емкую, непростую и живую музыку, как эти моцартовские шедевры, сыграть на высоком уровне, невзирая на необычность условий исполнения. По словам самого Бухбиндера, эти шесть концертов Моцарта для него являются лучшими из всех изумительных концертов, когда-либо созданных великим композитором. Именно поэтому маэстро и выбрал их для исполнения в Концертном зале им.Чайковского.
«Изысканное чувство стиля, эрудиция, чудесная мягкость звукоизвлечения, естественность и ощущение музыкального движения» - так описывают музыкальные критики искусство маэстро Бухбиндера. Собственно, стилистика, форма, темпы были профессионально выдержаны и в московском концерте. Вроде и придраться было не к чему. Публика принимала австрийско-русский эксперимент на «ура», всякий раз после окончания произведения Концертный зал им.Чайковского сотрясали долгие, непрекращающиеся аплодисменты. И все-таки... Впечатление какой-то неуловимой недоскональности, мимолетных несовпадений с оркестром, расхождений на доли секунды, мгновений, одним словом – несовершенства звукового полотна, создаваемого совместно оркестром и солистом, во многом зависящего от своевременного жеста, взгляда, полной концентрации того, кто за дирижерским пультом – неумолимо нарастало. К окончанию концерта возникло стойкое убеждение, что Моцарт требует полного погружения и отдачи. Как, впрочем, и любой другой классик…И вроде бы, по отдельности все прекрасно – строгая, углубленная сосредоточенность оркестра, с одной стороны, виртуозный пианист с великолепной техникой и безупречной музыкальностью – с другой. Но нет целого. И нет того Моцарта, от которого хочется парить, как птица в небе. Ну, а Бухбиндер, конечно, прекрасен. Такие вот впечатления после ноябрьского моцартовского марафона…
Ирина Шымчак
Фото автора
Анонсы |
-17.12.24-
-04.02.25-
-07.06.25-
-14.06.25-