• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



16.11.2018

«Самарская осень» - 2018

Самарская осень

Так называется международный фестиваль искусств, проводимый Самарской филармонией, начиная с 2004 года. Отличительными особенностями этого фестиваля являются его исключительное жанровое разнообразие и участие выдающихся, завоевавших мировое признание исполнителей – солистов и творческих коллективов.

Не обманул ожиданий и нынешний, пятнадцатый по счёту фестиваль. По сложившейся традиции он взял старт в Международный день музыки 1 октября. Десять фестивальных программ, представленных в течение месяца, были адресованы разным категориям слушателей. Подарив яркие впечатления, эти программы у многих всколыхнули ностальгические воспоминания.

Фестиваль открылся выступлением впервые приехавшего в Самару Московского академического симфонического оркестра под руководством народного артиста России Павла Когана. Это был первый концерт включающего более двадцати российских городов юбилейного тура, которым коллектив отмечает свое 75-летие. Программу концерта составили вальсы и полонезы русских композиторов, среди которых были и сверхпопулярные вещи - вальс-фантазия Глинки, вальсы из балетов «Лебединое озеро» и «Спящая красавица», полонез из оперы «Евгений Онегин» Чайковского, и редко исполняемые на концертной эстраде танцевальные миниатюры Антона Рубинштейна, Глазунова и  Римского-Корсакова. Все это погрузило слушателей в особую, подчас изысканную и прихотливую звуковую и эмоциональную ауру XIX века. Удивило, впрочем, что именно такую, несколько облегчённую программу руководство Самарской филармонии предпочло другой, более серьезной, состоящей из сочинений Бетховена и Брамса юбилейной программе столичного коллектива.

Московский симфонический оркестр под управлением Павла Когана

Московский симфонический оркестр под управлением Павла Когана

Сильное впечатление произвели почти тотальная молодость музыкантов, эмоциональность исполнения,  а ещё – особые, порой граничащие с педантичностью чёткость, пунктуальность и выверенность звучания оркестра, беспрекословно подчиняющегося воле дирижёра.

Отвечая на вопросы "Музыкального Клондайка", маэстро Павел Коган сказал: «С музыкой неразрывно связаны каждый день, каждый час, каждая минута моей жизни. Я стараюсь, чтобы у моего оркестра был большой, разнообразный репертуар из произведений классической, романтической и современной музыки. Подход к каждой эпохе – совершенно различный. Ценность коллектива - в способности на протяжении одной программы, в течение одного вечера показать себя с разных сторон. Над этим мы много работаем. Совсем недавно произошло омоложение нашего коллектива, и сейчас в нём талантливые молодые исполнители - лучшие из лучших. Для нас приоритетными являются чёткая ритмическая основа, высокое качество звучания, разнообразие тембров и владение разными стилями. Свою задачу как главного дирижёра и художественного руководителя вижу в выработке коллективом собственной  исполнительской манеры. И самое ценное, если каждый музыкант оркестра искренне верит в то, что, подчиняясь воле дирижёра, он играет в соответствии с собственными представлениями, именно так, как он и должен играть».

Свое выступление на самарском фестивале с Натальей Лихопой выдающийся скрипач народный артист СССР Виктор Третьяков посвятил 100-летию со дня рождения Давида Ойстраха. В сопровождении академического симфонического оркестра Самарской филармонии под управлением народного артиста России Михаила Щербакова гости исполнили кончертоне до мажор В.А.Моцарта и пять пьес Дмитрия Шостаковича для двух скрипок с оркестром.

Виктор Третьяков

Виктор Третьяков

Наибольшее впечатление в этот вечер произвёл единственный сольный номер Виктора Третьякова – «Размышление» для скрипки с оркестром Чайковского, которое было преподнесено музыкантом как дорогое воспоминание о чём-то далеком и прекрасном, чего уже не вернуть. Покорило завораживающе проникновенное, исполненное глубоких чувств, богатое нюансами и в то же время лишённое какой-либо патетики звучание скрипки в руках большого мастера. У меня лично оно всколыхнуло воспоминание о другом, состоявшемся в 1966 году и буквально оглушившем техническим совершенством и феерическим темпераментом выступлении на сцене Куйбышевской филармонии Виктора Третьякова, 19-летнего гения, золотого лауреата только что завершившегося III Международного конкурса имени Чайковского.

С интересом ожидался камерный концерт с участием лауреатов XIII Международного конкурса имени П.Чайковского 2007 года - золотой медалистки японской скрипачки Маюко Камио и серебряного призера (первая премия не была присуждена), санкт-петербургского пианиста Мирослава Култышева. Это было их первое совместное выступление в Самаре, где по отдельности они уже успели побывать.

Маюко Камио и Мирослав Култышев

Маюко Камио и Мирослав Култышев

У обоих музыкантов замечательная творческая судьба. Маюко Камио, шлифовавшая свое мастерство в цюрихской Высшей школе музыки в классе знаменитого российского педагога Захара Брона, -  одна из самых титулованных скрипачек Японии. Она обладательница золотых медалей международных конкурсов Иегуди Менухина, имени Давида Ойстраха в Одессе и конкурса скрипачей в Монте-Карло.

Мирослав Култышев впервые вышедший на сцену в шесть лет, уже в десять лет дебютировал в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии, выступив с оркестром под управлением Юрия Темирканова. По окончании Санкт-Петербургской консерватории и аспирантуры - класс профессора Александра Сандлера, Култышев активно концертирует на лучших мировых подмостках. Мне посчастливилось слышать выступления Мирослава на всех трех турах Конкурса Чайковского. Для себя сразу отметил незаурядный талант пианиста, в исполнительской манере которого уже тогда ощущались значительность и масштаб. Остается добавить, что спустя полгода после ставшего звездным для обоих музыкантов Конкурса Чайковского их пути-дороги сошлись на гала-концерте его лауреатов в Японии.  Маюко и Мирослав полюбили друг друга и поженились.

Программа камерного фестивального концерта оказалась на редкость интересной и разнообразной. В первом отделении прозвучали соната ми минор В.А.Моцарта и соната ля мажор Сезара Франка,  во втором - фантазии на темы  опер «Порги и Бесс» Джорджа Гершвина - Якова Хейфеца и «Кармен» Жоржа Бизе - Франца Ваксмана, а также редко звучащая сюита из оперы американского композитора-авангардиста Филипа Гласса «Эйнштейн на пляже». 

Скрипачка и пианист, каждый из которых - яркая индивидуальность, явили идеальный ансамбль, виртуозное мастерство владения инструментами и глубину интерпретации столь не похожих по стилистике произведений.

Первые же звуки скрипки Страдивари 1727 года, на которой играла Маюко Камио,  буквально заворожили невероятно мягким, трепетным звучанием. И таким оно оставалось на протяжении всего вечера. Маюко чужды эффектные внешние приемы - то, что принято называть игрой «на публику». Ее исполнение порой напоминало, образно выражаясь, искусное скольжение по лезвию бритвы, настолько воздушным, невесомым, буквально истаивающим в пространстве был звук инструмента.

Талант Култышева окреп, обрёл новые грани. В его игре теперь больше строгости, углубленной сосредоточенности, не переходящих, однако же, в холодную созерцательность. Музыкант как бы размышляет над инструментом, стремится передать свои эмоции и переживания звуком, при этом ни на мгновение не забывая о звуковом балансе со своим партнером по ансамблю.

Особо сильное впечатление произвело исполнение Камио и Култышевым сонаты Франка с ее развернутыми лирическими эпизодами, эмоциональными кульминациями и с мощным, живописующим торжество гармонии финалом. До этого вечера эталонным для меня оставалось исполнение этого сочинения выдающимися музыкантами современности - скрипачом Исааком Стерном и пианистом Ефимом Бронфманом, которое посчастливилось услышать в концерте в Малом зале Московской консерватории в декабре 1991 года.

Впечатления совсем другого рода – от концерта прославленного Красноярского ансамбля танца Сибири имени Михаила Годенко. Созданный в 1960 году коллектив не в пример многим сумел преодолеть трудности лихих 1990-х и сегодня по-прежнему демонстрирует без преувеличения филигранное мастерство. Конечно, золотой фонд репертуара – это танцы, поставленные  самим Михаилом Годенко, выдающимся хореографом, около тридцати лет возглавлявшим коллектив. В их числе открывшая фестивальный концерт колоритная танцевальная сюита «Сибирь моя», которую можно назвать визитной карточкой ансамбля, лирический хоровод «У колодца», искрометный казачий пляс с саблями «Красный Яр», шуточный, не лишенный эстрадного аромата танец «На птичьем дворе», завершивший программу феерический дивертисмент «Вдоль по улице».

Ансамбль танца  Михаила Годенко

Ансамбль танца  Михаила Годенко

Большинство этих номеров довелось видеть много лет назад, но и сегодня от них в буквальном смысле слова захватывает дух. Поразили без преувеличения сумасшедшая энергетика и самоотдача артистов, танцующих «как в последний раз», их молодость, обаяние и профессионализм, а еще - абсолютный позитив каждого номера, представляющего собой своеобразный мини-спектакль. Замечательно, что сегодня в Красноярском ансамбле сохраняются традиции исполнения народно-сценического танца, идущие от выдающихся родоначальников этого жанра Игоря Моисеева, Надежды Надеждиной, Михаила Годенко. 

Жанровое многоцветье фестиваля дополнили концерты молодых музыкантов-инструменталистов - лауреатов всероссийского проекта  «Река талантов», джаз-оркестра «Академик-Бэнд» Российской академии музыки имени Гнесиных под руководством Анатолия Кролла и ансамбля народных инструментов Самарской филармонии «ВолгаFolk Band».

Апофеозом фестиваля стало выступление Московского академического камерный хора, художественный руководитель и главный дирижер народный артист СССР Владимир Минина. В сопровождении симфонического оркестра Самарской филармонии хор исполнил «Реквием» В.А.Моцарта. Гениальное произведение прозвучало в исходной версии немецкого исследователя Франца Бейера, восстановленной им по черновикам композитора, найденным спустя 200 лет после его внезапной кончины. Именно эту версию «Реквиема», которую Владимир Минин назвал «переосмыслением в духе Моцарта», его коллектив  исполняет в течение последних лет.

Камерный хор Владимира Минина

Камерный хор Владимира Минина

Афиша фестиваля «Самарская осень» - 2018 явилась свидетельством впечатляющего тонуса культурной жизни старинного волжского города.

Валерий ИВАНОВ

Фото Михаила Пузанкова предоставлены Самарской филармонией

16.11.2018



← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей