Новости |
Главный праздник московской музыкальной весны
В столице прошёл Международный фестиваль Мстислава Ростроповича. Это уже шестой Фестиваль, творческая планка которого по-прежнему высока. Художественный руководитель фестиваля Ольга Ростропович в буклете написала: «Я счастлива, что благодаря поддержке Министерства культуры России, Правительства и Департамента культуры Москвы у нас есть возможность на неделю превратить Москву в место, куда съезжаются крупнейшие музыканты из разных стран». Концерты проходили на площадках, которые очень любил Мстислав Леопольдович, — в Большом зале консерватории и Зале им. П. Чайковского.
Фестиваль по традиции открылся в день рождения маэстро — 27 марта. Выступил заслуженный коллектив России Симфонический оркестр Петербургской филармонии под управлением Юрия Темирканова. В последние годы Юрий Хатуевич очень редко появляется в Москве, и только благодаря Фестивалю Ростроповича мы можем наслаждаться искусством дирижёра и его оркестра. Петербургские гости предложили слушателям Концерт для скрипки с оркестром И. Брамса и Симфонические вариации на оригинальную тему «Энигма».
Солировал обладатель Гран-при Конкурса Королевы Елизаветы в Брюсселе 2012 г. и главных призов более чем двадцати различных международных конкурсов в Европе, США, Японии Андрей Баранов. В 2009 он окончил Петербургскую консерваторию. Занимался в консерватории Лозанны у нескольких педагогов, но главным своим учителем Андрей считает знаменитого французского скрипача Пьера Амояля. В 2005 дебютировал В Петербургской филармонии с симфоническим оркестром филармонии под управлением Василия Петренко. С тех пор выступает на крупнейших мировых сценах. В 2009 был назначен ассистентом профессора Пьера Амояля в Лозаннской консерватории, а с 2011 занимает пост приглашенного концертмейстера оркестра MusicAeterna под управлением Т. Курентзиса в Пермского оперном театре.
Во втором отделении было исполнено изысканное сочинение Эдуарда Элгара Симфонические вариации на оригинальную тему «Энигма», что означает загадка. Это музыкальное произведение, состоящее из темы и её 14 вариаций для оркестра. Одно из известнейших сочинений композитора, которое привлекает и самой музыкой, и скрытой в нём загадкой. Элгар посвятил его своим друзьям. Каждая вариация представляет одного из его близких знакомых.
Темирканов мастерски выстроил драматургию этого оригинального сочинения, превратив его в единое гармоническое целое, сохранив загадочность в каждой из вариаций. Звучание оркестра под управлением маэстро захватило слушателей яркой эмоциональностью и лирической одухотворённостью, быстротой темпа, бравурностью и элегической растворённостью в удивительном по красоте piano. Последняя часть «Энигмы» прошла на одном дыхании, завершившись ярким финал — Allegro Presto. Казалось, что бурные продолжительные аплодисменты публики кончатся ничем, но Юрий Темирканов был милостив, сыграв на бис: Музыкальный момент фа минор Шуберта и сочинение Элгара Salute d amor.
Второй раз на фестиваль приезжает Зубин Мета со своим Симфоническим оркестром «Maggio Musicale Florentino». В прежний приезд Мета дал два концерта, в первом солировал Денис Мацуев, а второй заканчивал фестиваль. На этот раз состоялся один концерт. Начался он со Вступления к опере Мусоргского «Хованщина» «Рассвет на Москве-реке», исполненного очень красиво и лирически безмятежно. Затем последовал Третий концерт Рахманинова для фортепиано с оркестром. Наш прославленный пианист Борис Березовский сыграл его ярко в полной гармонии с оркестром, радуя безупречной техников и одухотворённостью исполнения. Второе отделение было отдано Шестой «Патетической» симфонии Чайковского и посвящено 175-летию со дня рождения великого композитора.
Удивила интерпретация третьей части Allegro molte vivace своей агрессивной ритмичностью и маршеобразностью, которая у композитора несёт иной, более сокровенный смысл. Такая трактовка вообще свойственна зарубежным дирижёрам, в том числе и немецким. Сразу вспомнился концерт в Большом театре 6 ноября 1993 года памяти Чайковского. Тогда отмечалось 100-летие со дня смерти композитора. Историческая сцена Большого театра, Российский Национальный оркестр Михаила Плетнёва и дирижёр Мстислав Ростропович. Это действительно была «Патетическая» симфония, которая под чуткими и трепетными руками Ростроповича обрела исповедальный характер великого художника. Она настолько захватила своей философской глубиной, предчувствием трагедии и в то же время необыкновенным просветлённым чувством, что после её окончания несколько минут зал молчал, разразившись потом шквалом аплодисментов. Наверное, только русские музыканты могут до конца понять и точно воплотить этот шедевр Чайковского.
Традицией фестиваля стали концерты, посвященные великим композиторам — современникам, учителям, друзьям Мстислава Ростроповича. В БЗК состоялось музыкальное приношение Сергею Прокофьеву. Его участниками стали Большой симфонический оркестр им. П. Чайковского (худрук и гл. дирижёр Владимир Федосеев), молодой японский дирижёр Казуки Ямада и стипендиаты Фонда М. Ростроповича Лизи Рамишвили (виолончель) и Александр Малофеев (фортепиано). В программу вошли произведения С. Прокофьева: Симфония №1 «Классическая», Сюита №2 из балета «Ромео и Джульетта, Концерт №3 для фортепиано с оркестром и Концертино для виолончели с оркестром. Последнее сочинение композитор не успел закончить, его завершил Мстислав Леопольдович. Ему принадлежат частично первая и практически вся третья части, а также окончательная редакция виолончельной партии.
Концерт показал, что худрук Ольга Ростропович, включая в столь ответственную программу Фестиваля имена юных музыкантов, оказалась права. Лизи Рамишвили и Александр Малофеев не подвели её, выступили более чем достойно. Лизи Рамишвили родилась в Тбилиси в 1997, занималась в Тбилисской муз. гимназии им. З. Палиашвили (кл. Т. Габарашвили). С 2014 учится в Германии в Кронбергской академии у профессора Ф. Хелмерсона. С 2011 — стипендиат Фонда М. Л. Ростроповича. Александр Малофеев родился в 2001 в Москве, в данный момент — ученик ЦМШ им. Гнесиных (кл. Е. Берёзкиной), с 2012 г. стипендиат Фонда М. Л. Ростроповича.
Оба лауреаты многих престижных конкурсов и фестивалей, не раз выступали в концертах памяти Мстислава Ростроповича. Но если Лизи профессионально, красиво сыграла Концертино для виолончели с оркестром, то 13-летний пианист Александр Малофеев покорил слушателей безупречной техникой и глубиной постижения Третьего концерта Прокофьева. Естественно, были овации, и несмотря на то, что как оказалось, он днём еще где-то выступал, Александр сыграл на бис не что-нибудь короткое, а Сюиту из балета И. Стравинского «Весна священная» безукоризненно по технике и совершенно по-взрослому раскрыв музыку этого сложнейшего балета. С одной стороны, восторг от его игры, а с другой — серьезные опасения за судьбу талантливого мальчика. Явные перегрузки физические и психологические грозят срывом его неокрепшего физически и морально организма. Наверное, надо более внимательно следить за графиком его выступлений.
Еще один концерт фестиваля был посвящен замечательному российскому композитору Георгию Свиридову. 2015 — год 100-летия со дня его рождения. Замечательно, что Ольга Ростропович не забыла Свиридова и дала возможность услышать его замечательную музыку, которая очень редко звучит в России, в том числе и в Москве. Сочинения Свиридова «Весеннюю кантату» на стихи Н. Некрасова, Пять хоров на стихи русских поэтов, Маленький триптих, и вокально-симфоническую поэму «Памяти Сергея Есенина» исполнили Симфонический оркестр России им. Е. Светланова (худрук В. Юровский), дирижёр Александр Ведерников, Хор Московской областной филармонии п\р Николая Азарова и украинский тенор Дмитрий Попов. В стиле Свиридова звучали оркестр и Хор, особенно выразительной была женская группа, мужской половине иногда не хватало гибкости и пластичности. Очень порадовал Дмитрий Попов красивым голосом, отличной дикцией и абсолютным пониманием музыки Свиридова и поэзии Есенина.
Были на Фестивале и дебютанты. Впервые в России выступил один из главных коллективов австрийской столицы Vienna Tonkunstler Orchestra. Он оркестр-резидент венского зала Musicverein, фестивалей в Санкт-Пельтене и в Графенегге в Австрии. Вместе с оркестром приехал великолепный пианист Рудольф Бухбиндер. Он был и солистом, и дирижёром. То и другое у него получилось блестяще. Бухбиндер считается эталонным исполнителем произведений Бетховена, в чем мы смогли убедиться на концерте Венского Tonkunstler Orchestra.Тонкий музыкант, у которого безупречное взаимопонимание с оркестром, легко и красиво сыграл два концерта: Одиннадцатый Гайдна и Первый Бетховена. Слушатели наслаждались европейской исполнительской культурой оркестра и пианиста, их эмоциональностью, артистичностью и безупречным вкусом.
Во втором отделении прозвучала редко исполняемая Фантазия для фортепиано, хора и оркестра, в которой слышится прообраз «Оды к радости» финала Девятой симфонии Бетховена, тепло принятая москвичами.
Завершил Фестиваль ещё один дебютант — Orchestre de Chambre de Lausanne (Камерный оркестр Лозанны) п\у латышского дирижёра Андриса Поги. За сезон оркестр дает более ста концертов на своей основной площадке — в зале Метрополь в Лозанне, в других городах Швейцарии, и за рубежом. Его можно услышать в Париже, Вене, Риме, Мариинском театре, на фестивалях в Лондоне, теперь и в Москве. Кроме того, Камерный оркестр активно сотрудничает с Оперой Лозанны, с его участием проходят многие оперные спектакли.
Андрис Пога окончил Латвийскую музыкальную академию им. Я. Витола, обучался дирижёрскому мастерству у Уроша Лайовица в Венском университете музыки и исполнительского искусства. В 2010 Пога завоевал Первую премию на Международном конкурсе дирижёров им. Евгения Светланова в Монпелье. Вслед за этим к нему пришёл международный успех. С 2011 по 2014 он был ассистентом Пааво Ярви в Оркестре де Пари, а в 2012 был назначен ассистентом дирижёра Бостонского симфонического оркестра, с которым провёл серию концертов в Бостоне и на престижно Тэнглвудском фестивале. Пога не только одарён, но и мобилен и всегда готов заменить не приехавшего коллегу. Так он с успехом в последний момент заменил маэстро Жоржа Претра и Микко Франка на концертах Оркестра де Пари в зале Плейель в Париже, а в октябре 2014 — Лорина Маазеля и Валерия Гергиева в рамках турне по странам Азии.
И ныне в Москве на Фестивале Ростроповича Андрис Пога вместе с Камерным оркестром Лозанны срочно заменил не приехавший коллектив. В первом отделении был исполнен Первый виолончельный концерт Шостаковича, посвящённый Мстиславу Ростроповичу. Конечно, Концерт требует более мощного звучания оркестра. Но в основном оркестр Лозанны справился со своей задачей и позволил еще раз встретиться с замечательным норвежским виолончелистом Трулсом Морком. Музыкант блестяще выступил на прошлом фестивале, сыграв Концерт N1 для виолончели с оркестром C-dur Й. Гайдна. Уезжая, Трулс пообещал, что обязательно вернется на Фестиваль — ведь по убеждению виолончелиста именно Ростропович оказал решающее влияние на его музыкальное становление. Спустя год Трулс Морк снова в Москве и изумительно исполняет посвященный Ростроповичу виолончельный концерт Шостаковича. Снова овации и восторженные отзывы слушателей. Завершился вечер и Фестиваль Четвертой «Итальянской» симфонией Мендельсона, которую Камерный оркестр Лозанны п\у Андриса Поги сыграл замечательно, это их репертуар.
Уходя с концерта, зрители сетовали: «Вот и кончился праздник». Ну, что же ждать нового недолго — всего год.
Елизавета Дюкина
Фотографии:
Александр Куров, Александр Гайдук
Анонсы |
-13.10.24-
-17.10.24-
-18.10.24-
-23.10.24-
-01.11.24-
-04.02.25-
-07.06.25-
-14.06.25-