• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



Александр Бондурянский

Школа концертмейстеров: «Полное погружение в профессию»

С 22 по 28 января в Концертном зале им. Н.Я. Мясковского Московской консерватории прошла очередная, девятая Школа концертмейстерского мастерства, организованная Гильдией пианистов-концертмейстеров в лице её сегодняшних руководителей – Ольги Бер и Натальи Бельковой.

Школа концертмейстеров Ольга Бер

Первый раз все 7 ежедневных занятий были объединены общей темой: «НАШИ УЧИТЕЛЯ: ОТ ИСТОКОВ ДО СОВРЕМЕННОСТИ». И каким-то мистическим образом идеи наследия, наследования и продолжения традиций переплелись с постигшими музыкальный мир за последние полторы недели перед открытием Школы двумя трагическими событиями -  уходом Елены Васильевны Образцовой и прощанием (22 января) с Верой Васильевной Горностаевой. Все педагоги, ведущие мастер-классы, так или иначе говорили о своих «профессиональных корнях», о преемственности и секретах мастерства, в работе над конкретными музыкальными произведениями опирались на опыт и высказывания предшественников.

Мария Баранкина

Первый день работы Школы начался с приношения Марии Баранкиной (Школа была посвящена её памяти). Мария Баранкина (1968-2014) – основатель и бессменный генеральный директор Гильдии пианистов-концертмейстеров вплоть до скоропостижной кончины 31 января 2014 года. Прозвучали записи романсов Даргомыжского «К друзьям» и «Ночной зефир» в исполнении Народного артиста России Алексея Мочалова (бас) и Марии Баранкиной (фортепиано).

Александр Бондурянский

Высочайшую профессиональную планку Школе задал ставший традиционным мастер-класс  профессора МГК им. П.И.Чайковского, народного артиста России Александра Зиновьевича  Бондурянского. Помимо работы над инструментальными ансамблями – сонатой И.-С. Баха си минор для скрипки и баса континуо, интродукцией и блестящим полонезом для виолончели и фортепиано Ф. Шопена и скрипичной «Легендой» Г. Венявского – Александр Зиновьевич позанимался с фортепианным дуэтом. Специально приехавший для участия в мастер-классе ансамбль из Нижнего Новгорода исполнил 1-ю часть концерта для 2-х клавиров до мажор И.-С. Баха. Как и всегда, мастер-класс профессора отличали совмещение строгости требований и лёгкости в общении с участниками и слушателями. А искромётные шутки вызывали неизменный смех переполненного зала.

Школа концертмейстеров Екатерина Тарнопольская

На следующий день был запланирован мастер-класс доцента Высших Школ Музыки гг. Штутгарта и Мангейма, приглашённого концертмейстера оперных театров гг. Нюрнберга и Кайзерслаутерна Екатерины Владимировны Тарнопольской (Германия) по теме: «Система обучения пианиста-концертмейстера в Германии и применение полученных навыков на практике». Чрезвычайно интересная и обширная программа не уместилась в отведённое время. Мастер-класс шёл почти 5 часов! Прозвучали арии из опер Дж. Верди («Дон Карлос» и «Сицилийская вечеря») и В.-А. Моцарта («Волшебная флейта»), концертная ария Моцарта, песни Ф. Листа, 2-ой номер из вокального цикла Г. Малера «Песни странствующего подмастерья». Осветив во вступительном слове тему мастер-класса, Екатерина Владимировна подробнейшим образом работала над музыкальными произведениями, показывая, как идёт репетиционный процесс вокального «коуча».

Виланд Заттер Екатерина Тарнопольская

Особый интерес вызвали исполнение и разбор арии Царицы Ночи из «Волшебной флейты» и песни Малера. Екатерина Владимировна выступила не только как педагог, но и как великолепный тонкий концертмейстер. Продолжением этого мастер-класса стал концерт «Есть в мире здешнем – мир иной», прошедший 27 января в рамках Школы концертмейстерского мастерства. Немецкий бас-баритон Виланд Заттер и Екатерина Тарнопольская исполнили вокальную и фортепианную музыку Й. Брамса, Г. Малера (вокальный цикл «Песни странствующего подмастерья»), С. Рахманинова и М. Мусоргского (вокальный цикл «Песни и пляски смерти»).

Екатерина Тарнопольская Виланд Заттер

Позволю себе привести здесь слова журналистки Ирины Шымчак по поводу этого концерта: «Виланд Заттер и Екатерина Тарнопольская подарили сегодня слушателям волшебного Брамса, идеального Малера и волнующего Мусоргского. Чудесный камерный вечер в зале на Кисловке - наглядный пример, как должно выглядеть сотрудничество двух музыкантов».

Мария Бер

24-го января прошёл мастер-класс профессора РАМ им. Гнесиных Марии Наумовны Бер. Мария Наумовна ежегодно проводит мастер-классы на Школах концертмейстерского мастерства, неизменно вызывая восторженные отклики слушателей и участников. Нестандартный творческий путь от вокального концертмейстера с более чем 40-летним стажем до педагога камерного пения даёт М.Н. Бер возможность одинаково чутко и ярко работать как с пианистами, так и с певцами. А 25-летний опыт работы концертмейстером в классе замечательной камерной певицы Н.Ю. Юреневой дал название теме мастер-класса ««Уроки Н.Ю. Юреневой и их использование в работе концертмейстера с камерно-вокальным репертуаром». В этот день звучали романсы П. Чайковского («Серенада Дон Жуана»), С. Рахманинова («Как мне больно», «Давно ль, мой друг», «Смеркалось»), отрывки из вокальной поэмы «Отчалившая Русь» Г. Свиридова, песни В.-А. Моцарта, Л. ван Бетховена, Г. Вольфа.

Четвёртый день на курсах повышения концертмейстерского мастерства был отдан теме: «Французская опера. Работа над особенностями стиля и произношения». Концертмейстеры, работающие с певцами, прекрасно знают, насколько сложен французский язык как для чтения, так и для пения. Мастер-класс по французской музыке блестяще провела Заслуженная артистка России, концертмейстер театра Новая Опера им. Е.В. Колобова и МГК им. П.И. Чайковского Анна Адольфовна Маргулис. Прекрасное знание законов произнесения французских слов в пении позволили Анне Адольфовне объяснить участникам и слушателям правила формирования различных звуков. Несмотря на первоначальную направленность мастер-класса на французскую оперу, в программе звучали и камерно-вокальные сочинения Ф. Пуленка и Г. Форе. Французская опера была представлена всеми основными направлениями от Ж.Ф. Рамо (ария Безумной из оперы «Платея») до Ф. Пуленка (сцена Терезы из оперы «Груди Терезия»). Настоящим подарком слушателям стало участие в мастер-классе  солиста Большого театра и театра Новая Опера Михаила Губского. В его исполнении прозвучала ария Хозе из оперы «Кармен».

Теме «К 90-летию со дня Рождения И.К. Архиповой. Взгляды певицы на художественно-исполнительские задачи концертмейстера» был посвящён мастер-класс Заслуженной артистки России, профессора кафедры концертмейстерского искусства МГК им. П.И. Чайковского Натальи Владимировны Богелавы. Проработав концертмейстером в классе И.К. Архиповой более 20 лет, Наталья Владимировна переняла у великой певицы законы создания формы музыкального произведения, принципы вокального дыхания и голосоведения и многие другие секреты. Этими знаниями Н.В. Богелава поделилась в работе над арией Людмилы из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила», арией Далилы из оперы К.Сен-Санса «Самсон и Далила», романсами П. Чайковского «Я ли в поле да не травушка была» и «День ли царит…», романсами С. Рахманинова «Островок», «Я жду тебя», «У моего окна».

27 января гостем Школы концертмейстерского мастерства стала профессор, заведующая кафедрой камерного ансамбля СПбГК им. Н.А. Римского-Корсакова Елена Вениаминовна Семишина. Пригласить педагога из Санкт-Петербурга было давней мечтой организаторов Школы. В соответствии с темой мастер-класса «Традиции преподавания инструментального ансамбля в Санкт-Петербургской консерватории» Елена Вениаминовна рассказала об историческом развитии и педагогах Петербургской консерватории, а также о кафедре камерного ансамбля. Очень ярко прозвучало выступление ансамбля скрипачей из г. Кимры Тверской области. Были исполнены «Поэма» З. Фибиха и «Ноктюрн» А. Бабаджаняна. Также в этот день шла работа над сонатой соль мажор для виолончели и баса континуо И.-С.Баха, танго А. Пьяццоллы, «Грёзами» А. Вьетана и концертом П. Борчунова для домры и фортепиано, полонезом ля мажор для скрипки и фортепиано Г.Венявского.

В последний день работы Школы состоялся мастер-класс директоров Гильдии: старшего преподавателя МГК им. П.И. Чайковского Натальи Евгеньевны Бельковой и концертмейстера МГК им. Чайковского Ольги Леонидовны Бер. Идея такого мастер-класса принадлежала слушателям прошлой Школы концертмейстерского мастерства. Руководителям Гильдии и организаторам Школы хотелось собрать в одном мастер-классе пианистов, работающих в различных направлениях: с вокалистами и с инструменталистами, а также в фортепианном дуэте. Тем самым подвести итог недельных интенсивных занятий.

Михаил Губский

В мастер-классе по теме «Специфика работы концертмейстера в инструментальном и вокальном ансамблях, проблематика освоения репертуара и его исполнительская реализация в конкурсно-концертной практике» прозвучала 1-я часть сонаты Ф. Пуленка для флейты и фортепиано, романсы П. Чайковского «Хотел бы в единое слово…» и «Забыть так скоро», романсы С. Рахманинова «В молчаньи ночи тайной» и «Сирень», «Лунный свет» Дебюсси в переложении для флейты и фортепиано и «Армянская рапсодия» для 2-х фортепиано А.Арутюняна – А.Бабаджаняна. Вот отрывок из отзыва об этом занятии: 

Ольга Бер Гильдия концертмейстеров

«Мастер-класс был просто чудесный - высокопрофессиональный, конкретный, понятный, и очень полезный!!!».

Важной особенностью концертмейстерских Школ является предоставление московских исполнителей пианистам, приезжающим из других городов и не имеющим возможности выступить на мастер-классе со своим солистом. Таким образом, рождаются ансамбли, как говорится, «на ходу». Как показывает опыт прошлых Школ, многие музыканты продолжают личное и творческое общение после окончания недельного курса.

Ещё одной удивительной особенностью Школ концертмейстерского мастерства является желание организаторов занять буквально каждую минуту приехавших на занятия слушателей. Помимо 3-4-х часовых утренних мастер-классов, всем предлагается посещение открытых уроков ведущих педагогов ЦМШ, ССМШ им. Гнесиных, ДМШ при Колледже при консерватории, других учебных заведений Москвы. Каждый вечер слушатели продолжают обучение на концертах, оперных и балетных спектаклях, посещение которых также организовано руководством Гильдии.

По итогам Школы состоялся «круглый стол», где участники смогли обсудить профессиональные вопросы, написать свои впечатления в «Книге отзывов» Гильдии и предложить темы для будущих занятий «Школы концертмейстерского мастерства». Важно отметить, что с каждым годом расширяется количество и география как членов Гильдии, так и слушателей Школы. В этом году занятия посетили более 150 участников и слушателей из 40 городов России и Зарубежья! В том числе из Украины, Казахстана, Татарстана, Улан-Удэ, Саранска, Якутска, Хабаровска, Кемерово, Петропавловска-Камчатского, Екатеринбурга, Чебоксар, Волгограда, Смоленска и многих других городов.

Приятно отметить, что выпущенный к началу Школы сборник «Искусство пианиста-концертмейстера. Теория и практика» по материалам конференции, прошедшей на Школе концертмейстерского мастерства 2014 года, вызвал большой интерес у слушателей и участников занятий. Также неизменным вниманием пользовались DVD с записями открытых уроков и мастер-классов прошедших Школ 2007-2014 годов и только что отснятые занятия 2015 года.

Заключительным аккордом «Школы концертмейстерского мастерства» стало торжественное вручение новым членам Гильдии членских билетов, а участникам мастер-классов и слушателям Школы - Свидетельств Гильдии пианистов-концертмейстеров. Приятный сюрприз ожидал собравшихся - самые активные участники и слушатели Школы получили в подарок годовую подписку на газету «Музыкальный Клондайк» – информационного партнера Гильдии.

Закончить хотелось бы словами одной из слушательниц Школы – 2015: «Проведённое время на занятиях определяю, как полное погружение в специальность!»

Ольга БЕР

Фото Дмитрий ЕЛЬШЕВИЧ

 


← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей