• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



В «Новой Опере» состоялась премьера  «Школа жён»

Зияющий триумф блистательного века

или «Школа жён» без школы жён

Задолго до состоявшейся 20 мая в Новой Опере премьеры весть о том, что Юрий Петрович Любимов придумал оперу, будоражила театральный мир. Театральный в первую очередь, музыкальный ещё помнил про «Князя Игоря», и пепел Клааса стучал многим в сердца... Тем не менее, даже зимнее представление декораций к спектаклю собрало внушительнейшую когорту московских и федеральных журналистов, пишущих о культуре и музыке.

Юрий Петрович Любимов "Школа жен"

Ничего удивительного –вывеску своему проекту Любимов создал превосходную: собственноручная постановка, сценография Мессерера, костюмы Хамдамова, музыка Мартынова, да и сам Мольер не могли не впечатлять. Но и скепсиса по отношению к проекту тоже хватало. Одна из известных журналисток, поглядев на макет представленных декораций, фыркнула: «Каменный век, банальщина и статика. Как раз для Любимова сорокалетней давности». Предвосхищая события, скажем: при том, что доля правды в её высказывании была, в целом всё же она оказалась не права. Декорация вышла на загляденье, и при всей своей архаичности, выполнила задачу на все сто, никак не испортив спектакль, а напротив, украсив собой то, что на сцене происходило.

«Школа жён» без школы жён

А теперь подробнее как раз о том, что, собственно, происходило на сцене. Скажем сразу, никакого Мольера в представленной постановке не было и близко. На конференции перед генеральной репетицией журналисты ехидно поинтересовались, а где можно почитать либретто? Но ответа на свой невинный логичный вопрос получить не смогли. После просмотра оперы стало ясно, почему. Если пользоваться убористым шрифтом, то без особых сложностей всё либретто можно разместить на двух страничках, и львиную долю этих страниц займут бесконечные повторы. Оно, конечно, понятно. И в литературе, и в музыке, и в театре повтор – одно из излюбленных средств усиления впечатления. Но все-таки с такими средствами чувство меры никому не помешало бы... Метафоричная и глубокая в своем замысле идея-история о том, как актёры во главе с режиссёром ждут своего Короля, он же Солнце, достойного воплощения не получила. А Козьма Прутков в сочинении либретто сыграл роль едва ли не большую, чем сам Юрий Петрович Любимов.

«Школа жён» без школы жён

Борис Мессерер на пресс-конференции рассказал, как рождалось это диво, как они ощутили с Юрием Петровичем нехватку в московском воздухе необходимого для творчества аромата, поехали в Париж, заперлись в отеле и обсуждали друг с другом, что и как должно на сцене происходить. В эту историю легко поверить, особенно если знаешь, до какой степени расслабляющие ароматы витают в парижском воздухе. Насколько можно судить, этот материал и попал к Владимиру Мартынову, как литературная основа для его музыкального творчества.

Владимир Мартынов

Перед премьерным показом Владимир Мартынов сказал, «мы хотели сделать простую, понятную для всех буффа, и никакого модерна!». Композитор не обманул музыкальных журналистов и критиков – модерном в его творении даже и не пахнет, зато постмодерна хватает с избытком. Сложно сказать, какой раздел мирового музыкального наследия остался не затронут при сочинении музыки для «Школы жён». К тому же, и структурно опера получилась крайне неоднородной. Собственно говоря, в зале после просмотра вовсю обсуждали, а можно ли эту оперу назвать оперой или нам показали немного архаичный мюзикл или драматический спектакль, щедро музыкой украшенный. Конечно же, работа с такой основой – это крайне непростая задача для любого состава участников, который удалось бы привлечь к воплощению замысла Юрия Петровича и сочинения Владимира Ивановича.

«Школа жён» без школы жён

И вот здесь все печальное заканчивается, и начинается то, что спасает замысел почти безнадёжный. Невзирая на участие в парижских обсуждениях, декорацию Борис Мессерер сделал прекрасную. Да, она статична, да, изменения сценографии в основном происходят за счёт работы со светом и простого подъема или опускания некоторых элементов декорации. Но она при этом стильная, лаконичная и очень броская. Пять окон, от которых идут пять лестниц, создают для участников спектакля как необходимое пространство, так и достаточную глубину его. Зрителю из зала без труда удаётся представить себя и во дворце XVII века, и в Древней Греции, и в современном театре. Хамдамовские эскизы костюмов ещё на презентации декораций заслужили высокую оценку, и отшиты костюмы были тоже на высочайшем уровне. Со сценографией в спектакле всё замечательно.

«Школа жён» без школы жён

Сложно представить, что подумал музыкальный руководитель постановки, Дмитрий Юровский, когда в его руки попала партитура оперы. Но, так или иначе, со своей непростой задачей Дмитрий Михайлович справился на отлично. Также ему удалось найти общий язык с высокопрофессиональным оркестром «Новой Оперы», и, безусловно, результат их сотрудничества во многом спасает «Школу жён». Дмитрий Юровский, в обеих своих ипостасях музыкального руководителя и дирижера, вместе с оркестром выжимают из предоставленного им материала максимум возможного.  Во всех, порой неожиданных и разнохарактерных, музыкальных фрагментах оркестранты и дирижёр -  на высоте, и если и возникает чувство гармонии, то, вне всякого сомнения, в этом немалая их заслуга.

«Школа жён» без школы жён

Одной из главных интриг, связанных с постановкой, была предполагаемая режиссура самого Любимова. Но жизненные реалии не дали возможности воплотиться планам мастера. Тем не менее, во всей постановке чувствуется крепкая режиссёрская рука. Спектакль поставлен чётко, умело, с юмором и чувством стиля. Игорь Ушаков, оказавшийся в крайне непростой и неоднозначной ситуации, вышел из неё с честью и думается, что мы ещё не раз услышим о нём - не так много в России людей, способных делать спектакли подобного уровня.

Игорь Ушаков

Нехитрая история о том, как актёры и режиссёр ждут короля (который так и не появится), а попутно пытаются что-нибудь представить, при чём актёры не знают, что делать, ведь им не объяснили роли, а режиссёр уже сходит с ума от труппы, которая всё время от него что-то хочет - исполнена актёрами Новой и приглашёнными солистами просто блестяще. Если вспомнить про характеристики того материала, с которым актёрам пришлось работать, можно смело сказать, что лучшего и ожидать бы не пришлось.

«Школа жён» без школы жён

Спектакль начинается сразу после первого звонка, а не третьего, как обычно, и начинается он с перформанса, в котором участвуют и рабочие сцены, и костюмеры, и сами актеры (не случайно Дмитрий Сибирцев предупредил журналистов, чтобы приходили к первому звонку!). Выглядит это до того естественно, что поневоле оказываешься втянут в происходящее, а когда наступает время петь, все, кому достались партии, делают это великолепно.

Дмитрий Орлов "Школа жен" Новая Опера

Дмитрий Орлов с очень непростой партией Мольера, Виктория Шевцова в роли Княгини, Вениамин Егоров в роли Князя, Максим Остроухов в роли господина Журдена, Владимир Магомадов в двойной роли Учителя танцев и древнегреческого философа Клефистона, Олег Безинских как Учитель музыки и древнегреческий философ Стиф - хороши все. Особенно впечатляет и веселит псевдоантик в виде дуэта контртеноров на текст Козьмы Пруткова.

Владимир Магомадов и Олег Безинских Школа жен

Владимир Магомадов и Олег Безинских действительно создают на сцене потрясающе смешное оперное действо, и веселье это с лёгкостью выплескивается в зал. Во всём же остальном чувствуется и тяжеловесность, и даже некоторая хмурость, и это, пожалуй, главная претензия, которую можно к спектаклю предъявить. Парадокс заключается в том, что в отсутствии буффы на сцене не виноват никто из участников, а невеселый общий фон спектакля вырастает из либретто и музыки, которая к этому либретто написана. Сами же участники от режиссёра до последнего костюмера и рабочего сцены отработали отлично, а Дмитрий Юровский заслуживает отдельной благодарности.

«Школа жён» без школы жён

Хочется поздравить весь коллектив Новой Оперы, приглашенных солистов, Игоря Ушакова и Дмитрия Юровского с отлично выполненной, хотя и непростой по целому ряду причин, работой. Вы молодцы, вы сделали всё, что могли, а Новая Опера ещё раз подтвердила своё высокое звание одного из лучших оперных театров страны. Спасибо.

Ирина ШЫМЧАК

Фото автора

Фотоальбом с премьеры см.на странице "Музыкального Клондайка" на  https://www.facebook.com/


← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей