Новости |
Швейцарский вечер с РНО, Плетневым и Дамевым
Как известно, Плетнев-пианист, Плетнев-дирижер и Плетнев-композитор – неделимы. В этом мы еще раз убедились на концерте 17 декабря в Большом зале Московской консерватории, где Михаил Плетнев выступил как пианист, исполняющий собственное сочинение, в сопровождении возглавляемого им Российского Национального оркестра. Опус Плетнева, уже в названии несущий что-то, связанное со Швейцарией – а это была Fantasia Helvetica для двух фортепиано и оркестра (шрифт Helvetica был создан в швейцарской компании, в 1957 году, в котором, кстати, родился наш прославленный соотечественник) - как нельзя лучше подходил под формат вечера, посвященного 200-летию установления дипломатических отношений между Россией и Швейцарией.
Не вдаваясь особо в историю, упомянем, что событие это произошло в феврале 1814 года, когда император Александр I отправил в Швейцарию официального представителя – Чрезвычайного Посланника и Полномочного министра Иоанна Каподистрию. Именно тогда и были официально установлены дипломатические отношения между двумя государствами. В течение всего этого года круглая дата отмечалась разнообразными мероприятиями, в том числе с участием Российского Национального оркестра. Закономерным завершением и торжественной кульминацией юбилея стал концерт в Большом зале консерватории, в котором за пульт РНО встал швейцарский маэстро Миша Дамев, сам художественный руководитель РНО Михаил Плетнев выступил в двойной роли пианиста и автора исполняемого произведения, а участники Швейцарского фортепианного трио (Swiss Piano Trio) исполнили Тройной концерт Павла Юона.
Но начнем по порядку. Итак, афиша концерта многообещающе завлекала поклонников пианистического искусства, да и не только их, появлением за роялем самого маэстро Плетнева, что в последние несколько лет случается крайне-крайне редко, и всегда вызывает непреодолимое желание попасть на концерт. Правда, выступал в этот раз Михаил Васильевич не соло, а дуэтом с молодым пианистом Дмитрием Калашниковым.
Плетневская Fantasia Helvetica для двух фортепиано и оркестра в программу попала не только из-за ярко выраженного швейцарского акцента в названии - ее исполнительская судьба напрямую связана со страной горных озер и самых надежных банков в мире. Впервые произведение было исполнено швейцарским Симфоническим оркестром Винтертура (Orchester Musikkollegium Winterthur) под управлением автора в декабре 2006 года. Два года спустя Helvetica прозвучала в Лугано на международном фестивале Марты Аргерих.
Солирующие партии тогда исполнили Марта Аргерих и Александр Могилевский, а за пультом Оркестра итальянской Швейцарии стоял автор. В Москве это сочинение прозвучало лишь однажды – в апреле 2007 года в рамках концерта, посвященного 50-летию Михаила Плетнева. И вот, у нас появилась возможность услышать его в авторской интерпретации. В соответствии с замыслом организаторов мероприятия, Плетневу с Калашниковым предстояло закрывать концерт, однако в программе произошли перестановки, и выступление Михаила Васильевича за роялем состоялось сразу же за открывающей концерт Увертюрой к «Вильгельму Теллю» Россини. А уж во втором отделении сцена была полностью отдана швейцарскому трио, с раритетным Тройным концертом Павла Юона.
Концерт – концертом, но мероприятие 17 декабря все-таки являлось официальным событием в рамках празднования юбилея установления дипломатических российско-швейцарских отношений и, как положено в таких случаях, открытие его предваряло выступление Чрезвычайного и Полномочного Посла Швейцарии господина Пьера Хэльга. После торжественной речи господина Пьера Хэльга о важности российско-швейцарских отношений и продолжении культурного диалога наших стран Российский Национальный оркестр, с истинно джентльменским изяществом, воздушно и легко исполнил россиниевский опус на тему национального героя Швейцарии Вильгельма Телля.
Уже привычно став за пульт РНО, швейцарский дирижер Миша Дамев отработал «Увертюру» с творческим воодушевлением, в полном взаимопонимании с оркестром. Впрочем, что тут удивительного? Каждый раз, когда мы видим и слышим, как работает на сцене этот восхитительный оркестр, складывается впечатление невероятной целостности всех групп и высочайшего уровня профессионализма каждого музыканта в отдельности, и возникает уверенность, что с любым дирижером Российский национальный выступит на достойном уровне (школа Плетнева!).
А уж если этот дирижер – замечательный маэстро Дамев, другого результата и быть не может. Но интригой концерта, безусловно, была плетневская Fantasia Helvetica – ее ждали с нетерпением, пытаясь угадать, за который рояль сядет Плетнев. Михаил Васильевич разместился справа от дирижера, левой стороной к залу, отдав комфорт привычного расположения молодому пианисту.
С первых же звуков его партии зал унесло. Куда? Словами это определить сложно, настолько неуловимой оказалась плетневская фантазия. Но и хрустальный звон колокольчиков, и безудержные ритмы тирольских танцев, и беззаботный смех, и бравурный марш, и нежное журчание ручейков, и даже бездонь синего альпийского неба, - все это невероятным образом уместилось в хитросплетениях звуков, послышалось тающим эхом миражей, и уплыло ввысь под своды Большого зала…Это потом уже стало известно, что в этот вечер Михаил Васильевич не очень хорошо себя чувствовал, но, когда он восседал за роялем, весь там, в этой музыке, радуясь ей, как ребенок мороженому, играя звуками, как паззлами, то светясь от улыбки, то хмурясь как туча, - невозможно было не наслаждаться этим океаном оттенков, брызг и волн эмоций…И весь зал то улыбался, то хмурился вместе с ним.
А молодой Дмитрий Калашников шел за маэстро ровно, уверенно, правда, немного нервно, но это же объяснимо и простительно – попробуй, сядь за рояль вместе с великим Плетневым! В целом, Дмитрий показал достойную технику и хорошее внутреннее наполнение. Потенциал у молодого пианиста есть, и немалый. И это совместное действо было неудержимо, заразительно светло и улыбчиво. Вот на такой ноте мы и ушли в антракт. Правда, где-то в глубине души, занозистой жалью, скребли кошки, поскольку неизвестно, когда теперь в следующий раз нас ждет это «баловство души». Пока в объявленном репертуарном плане пианистических выступлений Плетнева замечено не было по крайней мере аж до лета…
Второе отделение, уже без Михаила Васильевича, заведомо предполагалось не столь фееричным. Однако и грустным оно не оказалось. «Тройной концерт», произведение русско-швейцарского композитора Павла Юона, не столь знаменитого, как его брат, художник Константин Юон, участники швейцарского трио - Мартин Лукас Штауб (фортепиано), Анжела Голубева (скрипка) и Себастьен Зингер (виолончель) преподнесли весьма достойно. При крепкой поддержке Российского национального оркестра музыканты, солисты одного из лучших камерных коллективов Швейцарии, выступили уверенно и мощно, поддержав высокий градус концерта, заданный маэстро Плетневым.
Особенно впечатлил пианист Мартин Лукас Штауб, многогранным, глубоким, живым звуком и виртуозностью исполнения. Впрочем, и его коллеги погрузились в тему этого редко исполняемого произведения весьма вдохновенно, с чутким проникновением в замысел композитора. Впечатлительная русская душа и безупречная швейцарская точность соединились в этот декабрьский вечер на сцене Большого зала в одно целое.
Безусловно, это было приятно – услышать раритетную музыку со сцены столичного зала, в прекрасном исполнении интернационального состава участников. Российско-швейцарский десант музыкантов в Москве оказался успешным. Надеемся, взаимопроникновение наших культур продолжится, и музыкальный диалог не закончится с последним днем юбилейного года.
Ирина Шымчак
Фото автора
Анонсы |
-17.10.24-
-18.10.24-
-23.10.24-
-25.10.24-
-27.10.24-
-30.10.24-
-01.11.24-
-04.02.25-
-07.06.25-
-14.06.25-