Новости |
18.11.2024
«Свете тихий»: 135-летие А. В. Свешникова отметили под музыку Сергея Рахманинова
12 ноября в Большом зале Московской консерватории прошёл масштабный концерт объединенных хоров Государственной академической хоровой капеллы России имени А. А. Юрлова и Государственного академического русского хора имени А. В. Свешникова, отмечающего 135-летие своего создателя. В эту значимую дату объединенные хоры под руководством народного артиста России, дирижера Геннадия Дмитряка исполнили знаменитое «Всенощное бдение» С. В. Рахманинова, а также его концерт «В молитвах неусыпающую Богородицу» и две русские народные песни в обработке для хора А. Свешникова.
Выбор основного произведения программы, конечно, глубоко символичен: в 1960-е годы именно благодаря усилиям А. Свешникова была осуществлена аудиозапись «Всенощной», почти 50 лет из-за атеистической государственной политики находившейся под негласным цензурным запретом. Торжественная и светлая, масштабная и вместе с тем удивительно искренняя в личном религиозном порыве, музыка Рахманинова как нельзя лучше подошла для этого дня благодарности и памяти.
Путь от тьмы к свету, от сотворения мира к рождению Христа, и от его смерти к воскресению – то духовное перерождение, которое свершается в этом удивительном произведении, написанном Сергеем Рахманиновым в 1915 году, в разгар Первой мировой войны. Древние традиции русских знаменных распевов соединились во «Всенощной» с подспудно ощущаемым тревожным духом предреволюционных 1910-х годов, с тревогой и любовью оглядывающихся на «старый мир», пытаясь понять его и обессмертить. Передать этот духовный трепет и связь эпох – задача не только певческая, но и актёрская – и с ней объединенные хоры под управлением Геннадия Дмитряка справились прекрасно.
Несмотря на значительное – более 130! – количество человек на сцене, дирижер добился удивительной лёгкости и ясности звучания, где слышно не только каждый голос, но и его актерскую краску. Это и задушевные, полные ощущения тайны pianissimo, и строгость «дышащих древностью» знаменных распевов, и ликование и величие победы над тьмой и смертью, ощущаемые в финальной части Всенощного бдения. То невероятная торжественность и объем, то негромкое, глубоко личное благоговение перед тайной спасения мира и Воскресения Христа – это огромное разнообразие интонаций и смыслов удалось донести до зрителей в полной мере. Подобно удивительному музыкальному инструменту, хор вместе с замечательными солистами – меццо-сопрано Светланой Сергеевой и тенором Валентином Хмелевым – выражал самые тонкие оттенки эмоций, и каждая из них была не только отточена вокально, но понята и глубоко прочувствована. Подробный содержательный разбор певческого текста, а также контекста создания произведения, его роли в жизни композитора и страны – вся эта большая подготовительная работа, проведённая Геннадием Дмитряком с объединенными хорами, очень чувствовалась в их исполнении.
Завораживало и вокальное мастерство солистов и хоров. Древняя русская песенная полифония с ее сдержанным, суровым звучанием, речитативные фрагменты, гармонично сплетающиеся с «ответами» хора, и, конечно же, знаменитые низкие ноты в пятом гимне Всенощной «Ныне отпущаеши раба твоего, Владыко». Вот как сам Рахманинов когда-то писал о них: «В конце там есть место, которое поют басы, – гамма, спускающаяся вниз до нижнего си-бемоль в медленном пианиссимо. Когда я сыграл это место, Данилин (прим. ред. – Николай Данилин, руководитель московского Синодального хора, готовивший премьеру «Всенощной» в 1915 году) сказал: «Где на свете вы отыщете такие басы?». Однако композитор возразил собеседнику: «Я совершенно уверен, что к русским басам могу предъявлять любые требования! Публика всегда, затаив дыхание, слушала, как хор спускается вниз…». Стоит отметить, что со времен Рахманинова ничего не изменилось.
И, конечно, трудно сравнить с чем-то то чувство радости и настоящего чуда, которое возникает в 10-й части «Всенощной», когда хор поет «смертию смерть разруши́» или в завершающем песнопении «Взбранной Воеводе», где прославляется Богородица. Интонация этой торжественной части – удивительно лёгкая и ликующая, будто голоса, славящие Божью Матерь, «победоносного вождя против зла», перекликаются где-то в небе, вне времени и пространства.
Исполнение «Всенощного бдения» было встречено горячими – почти 6-минутными аплодисментами. Приятно было видеть в зале не только опытных ценителей музыки, но и много молодых лиц – студентов, подростков и даже детей – ведь очень хочется верить, что великие достижения нашей хоровой музыки найдут место в сердце современного зрителя.
Завершился концерт исполнением двух русских народных песен в обработке для хора самого А. В. Свешникова – «Вниз по матушке по Волге» и «Ах ты, степь широкая». «Прозрачное» многоголосье, выразительные переклички и повторы заставили хорошо знакомые народные мотивы звучать иначе – возвышеннее, современнее – не теряя при этом, конечно же, связи с «корнями». В самом финале, по традиции, принятой в Государственной академической хоровой капелле России имени А. А. Юрлова, был исполнен хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин» М. И. Глинки.
И это ощущение радости и гордости за наше музыкальное наследие, за те шедевры, которые вопреки перипетиям различных эпох, были созданы, а впоследствии – спасены и донесены до зрителя – наверное, сохранил в своём сердце каждый зритель, посетивший 12 ноября этот памятный концерт в Большом зале Московской консерватории.
Наталия РЫБАКОВА
Фотографии предоставлены
пресс-службой Капеллы России имени А. А. Юрлова
Фотограф: Рамиль Газизов
18.11.2024
Анонсы |
-16.01.25-
-18.01.25-
-04.02.25-
-07.06.25-
-14.06.25-