• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



12.04.2021

Тональность нашего времени

Проект Карины Погосбековой
в Галерее Зураба Церетели

Отличный афоризм о семейной жизни («муж— голова, жена — шея») отчасти применим к отношениям певца и концертмейстера. К сожалению, «шея» (концертмейстер) часто неповоротлива, и не по своей воле: певцы нынче привязаны к театрам (иногда — поневоле, лучше бы не мучились), камерной музыкой не прокормишься, — вот и поют, что спрашивают. Карина Погосбекова — из тех концертмейстеров, которые не согласны с предсказуемым списком имен и названий. В 2019 году она придумала проект «Музыка нашего времени», который лишь сейчас (в силу известных пандемических ограничений) выходит на проектную мощность — два концерта в сезон. Идея, которую можно описать известными словами Мао («Пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ»), вполне последовательно воплотилась в концерте 10 апреля в Галерее Зураба Церетели.

Карина Погосбекова

Декларация предельной открытости и разнообразия стилей, школ, музыкального языка и, одновременно, ориентации на музыку, которая хорошо поется (программное заявление ведущего Александра Водопьянова), на практике чуть ограничивает поле поиска. Возможно, к названию проекта стоило бы добавить одно слово, — «Тональная музыка нашего времени». Для вашего рецензента это скорее плюс, чем минус; в конце концов, фразу Арнольда Шенберга о том, что еще многое можно сказать в до-мажоре, никто не отменял.

Концерт собрал разнообразные и даже разнокалиберные тональные цветы — от классиков современности до молодого композитора, от Китая до России и Армении, от фрагментов классической оперы до современной духовной музыки и мюзикла. Не забыли и о Востоке (настоящем, а не так называемом «русском»): баритон Оу Хунтао исполнил песню «Земля любви» Ши Гуаннаня, одного из китайских классиков второй половины XX века. При всей узнаваемости мелодических формул и ладов, музыка показалась весьма европеизированной — не зря же энциклопедии говорят нам, что автор успешно трудился в жанре академической китайской оперы (она, в отличие от традиционной, тесно связана с европейской оперной традицией).

Предсказуемый армянский акцент концерта — Три романса на стихи Ф.Г. Лорки Тиграна Мансуряна (в переводе на армянский), а также ария Анны из оперы «Саят Нова» и «Вокализ памяти Зары Долухановой» Александра Арутюняна. Вокальный цикл Мансуряна написан в 1966 году, когда этому выдающемуся мастеру не было и тридцати. Знакомым с его творчеством, эволюцией музыкального языка эта работа будет интересна как отправная точка огромного и прекрасного пути: оставшись армянским композитором, Мансурян как бы перерос канон армянской советской музыки. Сочинения Александра Арутюняна более традиционны: до последних лет (Вокализ написан в 2007 году на смерть Зары Долухановой, когда самому Арутюняну было 87) композитор сохранил искреннюю романтическую интонацию, знакомую нам по его хитам (прежде всего, Концерту для трубы с оркестром). Означенные сочинения проникновенно исполнила солистка Ереванского оперного театра имени А.А. Спендиарова Варсеник Аванян.

Варсеник Аванян

Заре Александровне Долухановой была посвящена еще дна страница концерта. В разное время по инициативе певицы созданы замечательная вокальная музыка. Одно из сочинений — вокальный цикл Марка Минкова начала 1970-х годов «Плач гитары» на стихи того же Лорки в переводе Марины Цветаевой. В середине 1980-х у подобной музыки появилось вполне официальное определение — «третье направление», синтез высокой академической и эстрадной традиции. Два фрагмента цикла исполнила приглашенная солистка Большого театра Карина Хэрунц. Она же представила композицию Арво Пярта для контртенора или альта с органом My hearts in the highlands на стихи Роберта Бернса, написанную на рубеже тысячелетий (2000), когда фирменный стиль Пярта tintinnabuli (синтез минимализма и «новой простоты») уже откристаллизовался до глав в учебниках истории музыки.


Карина Хэрунц

Музыка, звучавшая в концерте, постоянно обращала к советскому опыту. В нашей бывшей стране, при всех ее достоинствах и недостатках, на детях не экономили. И если мы говорим о музыке, — для них писали лучшие композиторы. Великолепная иллюстрация — Ария Герды из оперы «История Кая и Герды» Сергея Баневича. Ее исполнила солистка Новой Оперы Валерия Бушуева, и номер стал вокальной кульминацией программы. Та же певица спела два фрагмента вокального цикла Алексея Ларина «Я — из породы длиннокрылых» на стихи Надежды Болтянской. Автор стихов прожила короткую жизнь, долго и тяжело болела. Стихи, творчество были для нее единственным выходом там, где выхода нет, — и они полны свежести, особой, первозданной радости. Из двух звучавших фрагментов цикла особенно симпатичен номер «Хорошим днем, осенним днем», решенный как джазовая пьеска для голоса с фортепиано (с небольшим равелевским налетом).

Валерия Бушуева

Уже говорилось, что концерт собрал композиторов разных поколений. Молодое представляла Екатерина Андреас: ее «Дождь» и «Море» из вокального цикла «Четыре романса для меццо-сопрано» написаны на собственные стихи на немецком языке. Можно сказать, что сочинение было представлено дважды — как композиторский комментарий, а затем собственно исполнение (солистка — автор). Немецкий текст и явное обращение к миру детства, архетипу детской песенки подсказывают ассоциации с миром музыки Малера.

Вокальное трио Melody

Образ концерта в миниатюре — два предельно контрастных сочинения на духовную тему. «Чертог Твой вижду» Митрополита Илариона (Алфеева) — современная интерпретация знаменного распева с явной примесью минимализма. «У меня в Москве — купола горят…» Александра Журбина на стихи Марины Цветаевой — отличный пример демократичного музыкального интонирования великих стихов (при том, что у композитора есть немало камерных сочинений, находящихся вполне в русле академической традиции). Вокальное трио Melody (Светлана Полянская, Александра Конева, Ольга Надеждина) — давно сложившийся коллектив; как в хорошей спортивной команде, его интегральная сумма выше простого сложения участников. Ну а «Фанфары» Вадима Бибергана на бис уже становятся фирменным знаком проекта — отличная альтернатива Застольной из всем известной оперы. Кстати, автор Застольной когда-то тоже был современным композитором.

Михаил СЕГЕЛЬМАН
фото Кирилла ЛАВРЕНТЬЕВА

12.04.2021



← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей