• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



05.03.2020

«Три маски короля» заглянули в завтрашний мир театра

Самарский академический театр оперы и балета принял участие в проходившем с 22 по 29 февраля в Москве Фестивале будущего театра, задачей которого явилась демонстрация новейших тенденций в театральном искусстве, достижений и перспектив современного российского театра, которые свидетельствуют о его конкурентоспособности на мировой арене.

Сцена из спектакля. Король Юлий – Владимир Шкляров, Эмма - Ксения Овчинникова. Фото Юрия Покровского

В числе нескольких десятков самых разнообразных акций: лекций, мастер-классов, читок, дискуссий и круглых столов, в программе фестиваля было двенадцать разножанровых театральных спектаклей из Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России. 

Самарский театр показал на фестивале одну из своих самых ярких постановок - балет-притчу «Три маски короля», мировая премьера которого состоялась в 2019 году. Автор музыки – санкт-петербургский композитор Михаил Крылов, соавтор либретто и балетмейстер-постановщик - солист Мариинского театра Юрий Смекалов, дирижёр-постановщик - художественный руководитель и главный дирижер Самарского оперного театра Евгений Хохлов, художник-постановщик Вячеслав Окунев (Санкт-Петербург).

Пожалуй, трудно представить себе другой театральный спектакль, все компоненты которого столь точно соответствовали бы сверхзадаче московского фестиваля.

Идея балета «Три маски короля» принадлежит санкт-петербургскому бизнесмену и меценату, доктору наук Вячеславу Заренкову, который заявил о себе не только на научном, но и на культурном поприщах. Основанные им социально-культурный проект «Созидающий мир», одноименный благотворительный фонд и театр «Килизэ» оказывают поддержку масштабных культурных проектов. Заренков является также автором литературных произведений и балетных либретто, одно из которых легло в основу «Трех масок короля». Это либретто вдохновило Михаила Крылова на сочинение музыки к балету.

Сцена из спектакля. Фото Юрия Покровского, фото Юрия Покровского

Талантливый классический танцовщик и хореограф Юрий Смекалов сумел придать исходному сказочному либретто философскую глубину. Обретя полную свободу творчества, он сделал упор на том, что на протяжении всей своей жизни люди вынуждены надевать на себя различные «маски» в соответствии с конкретными жизненными обстоятельствами. Так сформировался жанр будущего спектакля – балета-притчи, не имеющего конкретной временной и географической привязки.

Оркестровку осуществил молодой композитор, аспирант Гаагской консерватории Даниил Пильчен. Необычно звучание симфонического оркестра: на его  игру накладывается пласт компьютерной музыки (саунд-продюсер Влад Жуков), жесткие ритмы которой буквально завораживают зрителей своими магически эмоциональными крещендо в кульминациях сценического действия и в финале спектакля. Маэстро Евгений Хохлов добился исключительно сбалансированного и синхронного сочетания живого оркестрового звучания и компьютерного саунд-трека.

Немало сюрпризов и в оформлении спектакля. Его визуальной доминантой стала огромная маска, которая выглядела то плачущей, то смеющейся. По ходу действия маска постоянно трансформируется, меняя свою конфигурацию, распадаясь на части и по существу формируя ту или иную среду обитания персонажей. Да и сами персонажи на протяжении всего спектакля практически не расстаются с главным атрибутом своего внешнего облика – со скрывающими их лица масками.

Эмма - Ксения Овчинникова, Король Юлий – Владимир Шкляров, Сара - Анастасия Тетченко, фото Юрия Покровского

Благодаря гармоничному сочетанию световой партитуры, (художник по свету Ирина Вторникова), и тщательно проработанного современного видеоконтента спектакля – 3Д-проекций (художник Виктория Злотникова), сценическое действие получилось по-особому ярким и зрелищным.

И все же главным достоинством спектакля стала сочиненная Смекаловым оригинальная хореографическая партитура, в которой современная танцевальная лексика сочетается с канонами классического танца. Самарская труппа сумела успешно адаптироваться к совершенно новой, непривычной для нее пластике. Точно и слаженно, с большой эмоциональной отдачей танцевал в московском фестивальном спектакле кордебалет, убедительны были и солисты труппы.

Для самарских артистов подлинным образцом мастерства стал премьер Мариинского театра, звезда мирового балета Владимир Шкляров, который принял участие в подготовке спектакля и исполнил в его первом премьерном показе главную партию короля Юлия. В этой партии увидели Шклярова и москвичи. Поражая безупречной танцевальной техникой и буквально выплескивая в зал сгустки энергии, Шкляров побуждал зрителей, увлеченных танцевальной стихией спектакля, сопереживать его персонажу.

После спектакля. Фото Антона Сенько (предоставлены самарским театром).

Партию лирической героини Эммы – девушки, влюбленной в короля, исполнила прима-балерина самарской труппы Ксения Овчинникова, партию Сары - существующего, может быть, только в воображении Юлия персонажа-оборотня – ведущая солистка театра Анастасия Тетченко. Роли министров исполнили Сергей Гаген, Диего Эрнесто Кальдерон Армьен, Максим Маренин, Светлин Стоянов и Илья Черкасов.

Масштабные двухактные «Три маски короля» были показаны на основной сцене МХАТа имени М.Горького в сопровождении оркестра, для чего впервые за пятнадцать лет во МХАТе была открыта оркестровая яма. Нужно сказать, что к выступлению на столичном фестивале самарский театр отнесся с огромной ответственностью. Вместе с труппой в Москву приехала вся постановочная группа спектакля.

В процессе организации гастролей пришлось преодолеть немало трудностей. Слово Евгению Хохлову: «Мы сразу откликнулись на приглашение показать «Три маски короля» на Фестивале будущего театра. Это приглашение свидетельствовало о том, что учредителей фестиваля заинтересовали художественные достоинства нашего спектакля, который в течение года с большим успехом идет в Самаре  и дважды был показан на сцене «Мариинского – 2» в Санкт-Петербурге, но на который, впрочем, никак не отреагировали эксперты «Золотой маски». Однако наш приезд в Москву несколько раз находился на грани срыва: фестивалю оказалось не под силу поднять такую махину. Тогда я обратился за поддержкой к Вячеславу Заренкову, который вновь явил образец подлинного меценатства в искусстве в начале XXI века, обеспечив реализацию этого проекта».

«Три маски короля» стали, пожалуй, одной из кульминаций нынешнего Фестиваля будущего театра. Об этом свидетельствуют и теплый прием публики, заполнившей вместительный зрительный зал, и добрые слова в адрес постановщиков и исполнителей, которые удалось записать в этот вечер и которые прозвучали на инициированном организаторами фестиваля обсуждении спектакля по его окончании.

После спектакля. Фото Антона Сенько (предоставлены самарским театром).

Вот некоторые из этих высказываний:

Борис Личагин, «балетоман с очень, очень большим стажем»: «Нас, балетоманов, удивить практически нечем: мы видели, кажется,  все. Но самарский спектакль удивил. Это не сегодняшний, тем более не вчерашний, а завтрашний день балета, значительный шаг в развитии балетного искусства. «Три маски короля» - яркий, зрелищный спектакль с интересной, оригинальной хореографией и с прекрасной музыкой в исполнении живого оркестра».

Сергей, зритель: «Я не балетоман, не критик, а простой зритель, которого по-настоящему взволновал самарский спектакль. Все занятые в нем артисты выступили как единый ансамбль, в котором не хочется выделять солистов. Они рассказали замечательную историю, показали замечательный танец. В этом спектакле потрясающая музыка, потрясающая хореография. Такие линии, такую синхронность я, москвич, не видел здесь давно».

Владимир Конкин, народный артист России: «Я увидел  прекрасный синтетический спектакль, в котором меня порадовало и даже изумило сочетание музыкальной партитуры с электронным звучанием. Своеобразная, нарушающая где-то традицию классической школы хореография балета имеет право на существование, тем более в такой эксцентричной притче о жажде власти, первенства, о нетерпимости к какой бы то ни было конкуренции живущего рядом – не важно, брат ли это, король – не король. В спектакле показаны не только диагноз власти как патологии, паранойи, но и торжество любви, которая живет в сердце каждого человека».

Вадим Верник, телеведущий, журналист: «Три маски короля» -  абсолютно завораживающая, я бы сказал, языческая история, в которой все невероятно таинственно и красиво. Блистательный образ короля создал Владимир Шкляров. Спектакль показал, что в самарском театре очень сильная балетная труппа».

Сергей Филин, народный артист России: «Я давно знаю Юрия Смекалова как прекрасного артиста и хореографа, глубокого, ответственного художника, успешно работающего в большом формате. О поставленных им «Трех масках короля» хочется сказать самые хорошие, добрые слова. В этом спектакле все продумано и гармонично: и музыка, которая является его ядром и рисует характеры персонажей, и потрясающий визуальный ряд, и, конечно, оригинальная авторская хореография. Спектакль создан в лучших современных театральных традициях. Великолепно работала самарская балетная труппа: артисты чувствовали ответственность, старались показать себя с наилучшей стороны, выполняя задачи, поставленные перед ними хореографом».

Валерий ИВАНОВ

05.03.2020



← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей