• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



Александр ЦыганковАлександр Цыганков:

«Нынешний I Всероссийский музыкальный конкурс – серьёзный и солидный… Среди тех конкурсов, которые я сужу в последнее время, он, я думаю, самый престижный и подходить, ко всему, что будет происходить на нём нужно очень ответственно».

В 1972 году Министерство культуры впервые проводило Всероссийский музыкальный конкурс среди музыкантов-народников. Я тогда принимал в нем участие. Этот конкурс, сформированный на тех же профессиональных принципах, что и всероссийские конкурсы среди классических инструментов, представлял собой состязание в три тура с развитой программой, с включением произведений крупной формы, с исполнением на третьем туре в сопровождении оркестра второй и третьей частей концерта. В то время проведение такого масштабного форума народников явилось уникальным культурным событием. К нему, конечно же, очень серьёзно готовились. Все самые сильные исполнители на народных инструментах приняли тогда в нём участие. Было сформировано авторитетное и очень большое в количественном отношении жюри. Тогда в нашем жанре появились новые яркие исполнители, и в этом большую роль сыграл Всероссийский конкурс…

Победа на таком конкурсе давала очень многое. В первую очередь, это присвоение концертной ставки (аттестации), включение в план гастрольных организаций, таких знаменитых, как, например, Союзконцерт. А для музыканта – это самая большая награда, когда победитель-солист, имеет возможность быть задействованным в концертах, выразить свою индивидуальность перед публикой. Кроме того, обычно организовывался еще и гастрольный тур. Лауреаты становились героями передач на радио и телевидении, осуществлялись фондовые записи, записывались пластинки.

В проведении конкурсов всероссийского масштаба среди народников не было периодичности. Последний проходил в 2008 году, осенью. Очень знаменательно, что вновь возрожденный Всероссийский музыкальный конкурс будет иметь периодический цикл проведения. Это правильно. Ведь конкурсы мобилизуют музыкантов, стимулируют их, повышают уровень квалификации. Нынешний I Всероссийский – серьёзный и солидный конкурс с большими премиями. Среди тех конкурсов, которые я сужу в последнее время, он, я думаю, самый престижный и подходить, ко всему, что будет происходить на нём нужно очень ответственно.

Проведение такого рода конкурса помогает сохранять все то лучшее, что заложено и бытует в нашей глубокой народной музыкальной традиции. В нашем деле, как и в других областях искусства, огромное значение приобретает роль личности в истории развития культуры. Назову имена Василия Андреева, Петра Алексеева, Николая Осипова, Павла Нечепоренко, Анатолия Беляева, Михаила Рожкова, а также других талантливейших русских музыкантов – Федосеева, Дубровского, Калинина, Понькина, Некрасова, Андропова…

Так, в 90-е годы, в период смены формаций нависла реальная угроза над национальным искусством, потому что основная генеральная линия – интегрироваться в общественную жизнь Европы и Америки и приобщиться к культурным ценностям Запада (зачастую весьма сомнительным), дала, к сожалению, негативные последствия. Но именно в тяжёлые 90-е усилиями Николая Николаевича Калинина (а он был членом Президентского Совета по культуре) была создана целая система профессиональных оркестров народных инструментов. Сейчас мы сохраняем наше народное искусство посредством этих коллективов. Наш жанр продолжает пополняться настоящими профессионалами, прошедшими через всю систему музыкального образования вплоть до аспирантуры. И поэтому теперь у нас есть замечательные оркестры в разных регионах страны: это «Виртуозы Кубани», оркестр Петрозаводской филармонии «Онего», оркестр Красноярской филармонии и многие другие.

Древнейший инструмент домра имеет множество привлекательных качеств. История этого инструмента очень необычная. Домра появилась давно, это один из древнейших инструментов. Известно о существовании инструментов большего размера и с разным количеством струн. На домрах играли скоморохи. После реформы в середине XVII века инструмент (вместе с другими атрибутами скоморошеского музыкального быта) был запрещен. Появилась балалайка. В течение большого временного периода инструмента просто не было в народной музыкальной культуре!.. Возрождение домры относится к концу XIX века и связано с деятельностью Василия Васильевича Андреева, который восстановил ее по образцам древнерусской домры, найденной в Кировской области. Это было второе рождение инструмента. Андреев не только восстановил домру, он создал целое семейство домр – альтовая, басовая, пикколо. Стало возможным и создание знаменитого оркестра, который появился в 1896 году.

Все, кто начинают играть на домре, и у кого действительно есть способности, как бы «прикипают» к этому инструменту… Конечно же, большие возможности дают выступления на конкурсах. Это очень стимулирует молодых начинающих музыкантов. Может быть, с появлением репертуара и общей тенденцией приобщения к этому инструменту талантливых ребят, домра в последнее время стала занимать лидирующие позиции среди других народных инструментов. Сейчас, например, на мой взгляд, наблюдаются уменьшение интереса к баяну. Этот русский инструмент всегда был необыкновенно популярен. Может быть, следует уделять внимание не только созданию современного репертуара для этого инструмента, но и по-прежнему поддерживать баян в его естественной народной среде. Я – за то, чтобы любимые в народе инструменты были многолики. Мне вообще очень нравится, когда у инструмента есть разные ипостаси, разные образы что ли. Если взять, например, скрипку, то никого не удивляет, что на ней прекрасно звучат народные мелодии. Фольклорные музыканты во многих странах мира – в Швеции, Венгрии, Румынии – играют на скрипке; она звучит и в симфоджазе, и в джазе…

В этом году на I Всероссийском музыкальном конкурсе самое большое количество заявок в номинации струнные – у домры. Это очень приятно, ведь я отдал этому инструменту всю свою жизнь. Помимо концертной и педагогической деятельности, я занимаюсь творческой работой – созданием репертуара для домры и мои сочинения включены в программу I Всероссийского конкурса.

Моя постоянная работа – солист Москонцерта. Я много езжу по стране и, конечно же, в курсе дел; я знаю о том, что происходит на местах. Кроме конкретных молодых исполнителей, которых я слышал совсем недавно на Конкурсе имени А. Репникова, есть очень яркие ребята из Ростова-на-Дону, Краснодара, а также Дальневосточного федерального округа. В Нижнем Новгороде, благодаря деятельности замечательного педагога Кузнецова, есть ребята, игра которых отличается высоким качеством звука. На Всероссийский конкурс приедут и представители Новосибирской школы, они настоящие виртуозы. Новосибирск дал нам таких знаменитостей, как Венгеров и Репин. А многие домристы тянутся за скрипачами, пытаются стать такими же блестящими музыкантами-виртуозами. Уральский федеральный округ (Екатеринбург) представляет школу игры на четырехструнной домре. Эту прекрасную школу домристов создала Тамара Ильинична Вольская, сейчас она живет в США. Я уверен, что из Екатеринбурга также будут замечательные исполнители. Большинство из тех, кто принимает участие в нынешнем конкурсе, – представительницы слабого пола, но я уверен, что они не уступят ребятам!

Татьяна Эсаулова


← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей