• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



09.01.2020

Она была человеком «другого века»

8 января исполнилось 110 лет со дня рождения Галины Улановой - легендарной балерины ХХ столетия, которую во всем мире воспринимали как возвышенный идеал и прекрасную мечту о совершенстве. Уланова ушла из жизни в 1998 году - в самом конце ХХ столетия, одним из символов которого являлась, завершив собою целую эпоху отечественной и мировой культуры.

В 1997 году, во время проходившего в Москве XIII Международного конкурса артистов балета, почетным председателем жюри которого являлась Уланова, пишущему эти строки посчастливилось видеть ее, присутствовать на акциях с ее участием, слышать из ее уст исполненные мудрости прожившего долгую жизнь человека откровения, в которых явственно ощущался нескрываемый драматизм восприятия новых реалий нашего нынешнего бытия. Сегодня, спустя более трех десятилетий после ухода балерины, монолог Улановой, записанный на одной из встреч с нею, обретает особое ностальгическое звучание. В нем раздумья о профессии, воспоминания о ярких эпизодах артистической жизни, заветы молодым танцовщикам:

«Мне довелось работать в жюри на пяти международных балетных конкурсах в Варне. Помню, что на самом первом мы совершенно запутались в оценках участников разного возраста. Начинающая молодежь тринадцати-шестнадцати лет и те, кому исполнилось двадцать пять и кто уже умеет танцевать, - совершенно разные люди. Как можно было сравнивать, например, совсем юного четырнадцатилетнего Михаила Барышникова и Владимира Васильева, которому было за двадцать? Мы пришли к решению разделить участников на две возрастные категории, и тогда все стало на свои места.

Времена меняются, и в самой манере исполнения классики что-то уходит, что-то прибавляется. У нас, артистов балета, нет слов, а есть тело. В нем наша азбука. Каждая рука, нога, палец - это средство выражения души. Хочется, чтобы танец не превращался лишь в форму, в демонстрацию одной только техники. Техника тоже может быть разной. Нужно стремиться, чтобы исполнители не походили друг на друга. Спектакль - целостное действо, и в каждом отдельном номере, взятом из него, должно отражаться содержание, просматриваться свой сюжет. Без этого нельзя.

Чистота стиля свидетельствует о вкусе исполнителя. Сейчас в некоторых номерах остались только крохи первоначальной хореографии. Многое изменено, приспособлено к индивидуальным возможностям исполнителя. Это зависит от педагогов, репетиторов. Вот пример: дуэт Дианы и Актеона из «Эсмеральды» (Уланова - первая исполнительница партии Дианы - В.И.) задуман Вагановой как определенный сюжет: Диана появляется из кустов, откуда она высматривала добычу. Все было поставлено с луком. Сейчас нет лука, и движения потеряли смысл. Первоначальную редакцию можно менять, вносить в нее добавления, но все это не должно противоречить стилю оригинала.

Меня удивляет поведение некоторой части теперешней балетной публики, излишне эмоционально проявляющей свои симпатии. Это мешает сосредоточиться, выбивает исполнителя из ритма. В некоторых странах вообще не принято аплодировать до окончания спектакля. Так было во время первых гастролей Большого театра в Лондоне. На «Ромео и Джульетте» в зрительном зале царила полная тишина, и мы все были уверены, что провалились. Но зато когда закрылся занавес, раздался гром аплодисментов. Публика даже не стала дожидаться положенного по этикету момента, когда опустеет королевская ложа. Если бы я во время исполнения услышала крик «браво», убежала бы со сцены.

Я человек другого века. Мне слишком много лет. Свою первую - сценическую - профессию я давно закончила и начала другую - преподавание и репетиторство. Но и она тоже кончается. В Большом театре у меня было человек шестнадцать актеров. Они стали заслуженными, народными. Почти все уже пенсионеры, и сейчас я осталась одна, без работы, без единого ученика...

Каждый педагог держится за своего воспитанника, и я нахожусь в непонятном состоянии: то ли работаю в Большом театре, то ли нет. Не знаю, смогу ли преподавать или репетировать еще с кем-то. Взять совсем молодого человека не могу, потому что не успею вывести его в люди...

Собственное состояние души мне же самой всегда немного мешало. Когда еще недоставало нужной техники, старалась работать внутренним состоянием - такое у меня восприятие искусства. Нужно много работать и, как бы хорошо ни получалось, стремиться сделать еще и еще лучше, будить в себе внутреннюю романтику, фантазию. Видя бутафорские цветы за кулисами, я должна была нафантазировать, что это живая сирень или жасмин. И тогда, выйдя на сцену, чувствовала их запах.

Молодым артистам, с которыми мне приходится заниматься, я стараюсь объяснить это, но не все понимают смысл сказанного. Многие могут только копировать, но ведь каждый талантливый человек - индивидуальность и не похож на меня. Они раскрывают глаза, удивляясь тому, что каждое движение, оказывается, можно объяснить. Я прошла это на себе, пережила и могу этим заниматься. Я могу еще и показать. А молодые мне говорят: для чего нам это, ведь у нас не слово, а жест...

Помню себя еще до революции - семилетней. Я была «мальчишкой»: ловила рыбу, кувыркалась, циркачила. Пришлось много пережить. И до революции, и в революцию жили в трудных условиях. Поэтому понимаю, что возможно, а что нет, не требую невозможного. Сейчас все по-другому. Нынешняя молодежь больше думает о материальном, чем о духовном. Иногда меня просят пораньше закончить репетицию: нужно бежать по делам. Мне трудно привыкнуть к этому, порой не знаю, как себя вести...

Продолжаю и сейчас заниматься. Без движения я не могу».

В заключение - воспоминание об Улановой, которым поделилась одна из ее самых талантливых учениц  - балерина Людмила Семеняка: «Галина Сергеевна всегда невероятно чувствовала и понимала нас, своих учеников. Она никогда не учила меня непосредственно каким-то движениям, па. Могла рассказать про какое-то душевное волнение героини, про какой-то поворот, жест, чтобы помочь мне самой найти свой собственный ход. Не помню, чтобы Галина Сергеевна показывала мне роль «от сих до сих» и заставляла делать только так, а не иначе. В своих учениках она всегда чувствовала и уважала художников и давала им возможность полностью раскрыться, лишь изредка напоминая о чувстве меры, о вкусе».

Валерий ИВАНОВ

 

09.01.2020



← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей