• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



В честь большого артиста

В одном из лучших концертных залов Санкт-Петербурга – зале Государственной академической капеллы,  состоялся вечер, посвященный 70-летию со дня рождения выдающегося оперного, народного артиста России Виктора Черноморцева.

Черноморцев родился в 1947 году в Краснодаре. После окончания Московской консерватории работал в Саратове и Самаре. С 1994 года до своей кончины в 2014 году являлся солистом Мариинского театра. Дебют певца на прославленной сцене состоялся по приглашению маэстро Валерия Гергиева в премьерном спектакле оперы Дж.Пуччини «Тоска».

В репертуаре Черноморцева были десятки ведущих партий баритонового репертуара, артист гастролировал во многих странах, выступал на самых известных мировых оперных подмостках, преподавал в Санкт-Петербургской консерватории. Он дважды становился лауреатом высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит», был лауреатом национальной театральной премии «Золотая маска».

Инициатором вечера памяти Виктора Черноморцева стал Государственный академический русский оркестр имени В.Андреева. С этим знаменитым коллективом и его художественным руководителем и главным дирижером, народным артистом России Дмитрием Хохловым у певца были прочные и многолетние творческие связи.

Виктор Черноморцев

Виктор Черноморцев

Программу концерта-посвящения составили оперные арии, романсы и русские народные песни из репертуара Черноморцева. В сопровождении андреевского оркестра их исполнила когорта баритонов: солисты Мариинского театра Эдем Умеров и Александр Никитин (ученики Черноморцева), и Владимир Самсонов, выпускник Санкт-Петербугской консерватории Владимир Казаков и ведущий солист Самарского театра оперы и балета  Василий Святкин.

Первые же инструментальные номера в исполнении оркестра создали в обладающем замечательной акустикой зале Капеллы на редкость приподнятую,  волнующую атмосферу. Естественное звучание народных инструментов поражало тембровым богатством, мягкой кантиленой и тончайшей нюансировкой. Каждый из солистов

сумел привнести в исполняемые произведения свойственные его творческой индивидуальности вокальные и драматические краски и оттенки. При этом артисты постарались раскрыться в максимально разнообразном репертуаре.

За пультом чутко аккомпанировавшего певцам оркестра были Дмитрий Хохлов и главный дирижер Самарского оперного театра Евгений Хохлов. Под его управлением в завершение программы оркестр исполнил половецкие пляски из «Князя Игоря», которые в оригинальной оркестровке обрели необычные краски и колорит, еще раз продемонстрировав широту творческого диапазона прославленного коллектива.

Участники концерта поделились своими воспоминаниями о выдающемся артисте.

Александр Никитин, солист Мариинского театра: «С Виктором Михайловичем мы познакомились, когда я пришел в Мариинский театр. Меня сразу покорили его могучий, великолепного тембра голос, проникновенное исполнение, человеческое обаяние. Я понял, что у этого артиста можно многому научиться, разузнать о каких-то неведомых мне вокальных секретах. Вскоре мы стали друзьями. Черноморцев приходил на мои уроки, поправлял, давал ценные советы. Он глубоко разбирался не только в тонкостях вокальной техники, но и в стилистике  исполняемых произведений, показывал, как лучше спеть ту или иную фразу, фрагмент оперной партии. Для меня лично, да и для многих коллег его исполнение являлось эталоном. В театре Черноморцева любили и уважали. Когда он был Жермоном в вердиевской «Травиате», кажется, все гримеры, костюмеры и рабочие сцены стояли в кулисах и, затаив дыхание, слушали его пение. Большой артист, выходя на подмостки мирового уровня, продолжает учиться, совершенствовать свое мастерство. Так было и с Черноморцевым, который всегда был готов щедро делиться обретенными знаниями и опытом. Вот почему встречу с этим замечательным артистом, человеком широчайшей души я считаю драгоценным подарком судьбы».

Василий Святкин, солист Самарского академического театра оперы и балета, заслуженный артист России, народный артист Самарской области: «Когда я стал солистом Самарского оперного театра, Виктор Черноморцев уже не работал в нашей труппе. Но он часто приезжал в Самару на оперные фестивали, так что мы с ним были хорошо знакомы. Довелось встречаться с Черноморцевым и на фестивалях в других городах. Он был не только большим артистом, но и человеком добрейшей души, всегда находившим время для других, готовым каждому оказать помощь, поддержать. Не случайно коллеги уважительно звали его «дядя Витя всея Руси». Я не мог поверить его уходу из жизни: незадолго до этого мы виделись и вместе выступали на оперном фестивале. Для меня лично Виктор Черноморцев – один из величайших баритонов нашего времени».

Финал концерта в Капелле. Санкт-Петербург

Финал концерта в Капелле. Санкт-Петербург

Дмитрий Хохлов, художественный руководитель и главный дирижер Академического русского оркестра имени В.Андреева, народный артист России:

«С Владимиром Михайловичем Черноморцевым мы познакомились давно, но еще раньше я заприметил его на сцене Мариинского театра. Меня сразу заинтересовал этот новый певец, обладавший выдающимся баритоном и являвшийся к тому же замечательным артистом. Через некоторое время у нас установились прочные человеческие и творческие контакты, а вскоре Черноморцев начал регулярно выступать с нашим оркестром. Он был влюблен в музыку, исполнял обширный репертуар, в котором были и оперные арии, и романсы, и народные песни.

Мне особенно запомнилась состоявшаяся в начале 2000-х годов гастрольная поездка с Черноморцевым на африканский континент – в Замбию и Зимбабве, в которой я выступал в качестве его пианиста-аккомпаниатора. Мы подготовили программу в двух отделениях из классических романсов Рахманинова и Чайковского и народных песен. Во время многочасовых перелетов из Москвы до Лондона и далее я узнал от Черноморцева о его становлении, о пути, который он прошел, прежде чем из паренька-шофера превратился в оперного певца. Черноморцев не упустил своего шанса заняться в жизни тем, что ему было по-настоящему интересно: однажды, доверившись совету услышавшего его пение человека, он снова надел брошенную после рабочего дня рубашку и пошел показаться к педагогу-вокалисту. Затем были годы учебы на вокальном факультете  Московской консерватории, в которой в это же время на дирижерском факультете учился и я. У нас с Виктором Михайловиче нашлась масса общих знакомых, тем, интересов. Не укладывается в голове, что этого  артиста, которого так любила публика и музыканты нашего оркестра, сегодня нет с нами. Черноморцев должен был бы сам блистать на своем 70-летнем юбилее».

Из эксклюзивного интервью художественного руководителя-директора Мариинского театра маэстро Валерия Гергиева: «Рад, что Самара подарила нам музыканта такого качества и калибра, как Виктор Черноморцев. Он успел сделать в нашем театре несколько огромных ролей, создать убедительные вокальные и сценические образы. Я счастлив, что не дал ему пройти мимо этих ролей. Черноморцев прирожденный Фальстаф, но над ролью пришлось много потрудиться, что тоже делает ему честь. Еще одна огромная работа Черноморцева - получеловек, полузверь Альберих в тетралогии Вагнера «Кольцо нибелунга». Кроме всего прочего несколько часов нужно петь по-немецки. На него обрушили мощную «артподготовку», дали двести-триста уроков, и он работал, утирая пот и не покладая рук, чтобы это вышло на какой-то международный уровень. «Кольцо» мы показали на шести-семи крупных мировых площадках».

Валерий ИВАНОВ

Фото предоставлены Оркестром имени Андреева


← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей