Новости |
Гран-при от «Сибирского соловья» – тенору из Бурятии
С 17 по 23 мая на сцене Красноярского государственного театра оперы и балета (КГТОиБ) проходил III Международный конкурс молодых оперных певцов и режиссеров имени П.И. Словцова. Этого выдающегося тенора (1886–1934) сегодня чтят как основателя академической вокальной школы в его родном Красноярске и по праву с любовью называют «сибирским соловьем».
Международный статус конкурс приобрел впервые, но качественно новая и необычайно креативная страница в его историю отныне вписана не только в силу этого чрезвычайно важного обстоятельства. Впервые в летописи вокальных состязаний в России конкурс обратил свой взор на режиссуру как на неотъемлемый компонент оперного искусства, включив в регламент выступлений участников на третьем туре исполнение арии или дуэта в постановочном формате.
Для этих целей красноярский конкурс вокалистов объединил свои усилия со II Международным конкурсом молодых оперных режиссеров «Нано-опера», основные мероприятия которого, как известно, прошли в Москве с 24 по 30 мая на базе «Геликон-Оперы». При этом, как и два года назад, для выездной творческой лаборатории «Нано-оперы» КГТОиБ предоставил свою сцену, обеспечив всем необходимым постановочную часть и предоставив собственные творческие кадры (певцов-артистов и концертмейстеров). Отличие же нынешней лаборатории – в том, что молодые режиссеры на сей раз ставили оперные фрагменты не только с солистами Красноярской оперы, но и с финалистами вокального конкурса. Обе номинации шли постановщикам в общий зачет, и это ноу-хау стало весьма любопытной инновационной изюминкой всего конкурса.
Учредитель III Международного конкурса молодых оперных певцов и режиссеров имени П.И. Словцова – Министерство культуры Красноярского края. Соучредитель конкурса – Региональный общественный Фонд Ирины Архиповой, организатор – КГТОиБ. Конкурс прошел при поддержке администрации г. Красноярска и под патронатом Губернатора Красноярского края. В результате заочного отбора по видеозаписям (первый тур) ко второму очному туру в сопровождении фортепиано было допущено 42 участника (25 женщин и 17 мужчин). В Красноярск съехались певцы из России, Белоруссии, Киргизии, Казахстана, Монголии, Китая и Бельгии, а одна участница представляла одновременно Украину и Армению.
Выступления конкурсантов оценивало весьма авторитетное международное жюри. Его сопредседателями стали Владислав Пьявко (тенор, народный артист СССР, президент Фонда Ирины Архиповой и Международного союза музыкальных деятелей, профессор Московской консерватории) и итальянская примадонна Фьоренца Коссотто (меццо-сопрано, одна из выдающихся певиц мировой оперной сцены XX века). В состав конкурсного жюри вошли итальянец Анджело Габриэли (директор агентства «Stage door»), словак Петер Дворский (тенор, директор Братиславской оперы) и певец из Турции Унюшан Кулоглу (тенор, солист Оперного театра в Анкаре).
Среди отечественных представителей жюри – Маквала Касрашвили (сопрано, народная артистка СССР, советник главного дирижера – музыкального руководителя Большого театра России), Ирина Долженко (меццо-сопрано, народная артистка России, солистка Большого театра, художественный руководитель оперной труппы КГТОиБ), Юрий Статник (бас, народный артист России, педагог кафедры режиссуры и мастерства актера музыкального театра ГИТИСа), Анатолий Чепурной (заслуженный артист России, главный дирижер и музыкальный руководитель КГТОиБ).
Еще одну часть судей составили представители интернационального жюри красноярского этапа «Нано-оперы»: Сергей Бобров (заслуженный артист России, художественный руководитель КГТОиБ), латвиец Андрейс Жагарс (режиссер, педагог кафедры режиссуры и мастерства актера музыкального театра ГИТИСа), эстонец Неэме Кунингас (режиссер) и дирижер итало-английского происхождения Дамиан Иорио. Вся эта большая судейская команда оценивала выступления и вокалистов, и режиссеров. Наиболее кропотливую работу ей пришлось проделать на втором туре, ведь по регламенту конкурсанты исполняли по четыре номера, многие из которых были существенно развернуты и продолжительны (романс русского или зарубежного композитора XIX–XX вв.; ария из оперы русского композитора; ария из оперы зарубежного композитора XIX–XX вв.; современный опус XX–XXI вв.).
В отличие от показов режиссерских работ по линии лаборатории «Нано-оперы», вокально-режиссерские просмотры-прослушивания третьего тура конкурса вокалистов и режиссеров проходили в сопровождении Оркестра Красноярского театра оперы и балета (дирижер – Александр Косинский), а в качестве конкурсных номеров исполнялись фрагменты из опер, входящих в репертуар театра. Выступления участников каждый член жюри оценивал по 25-бальной шкале по системе тайного голосования, а итоговая оценка формировалась на основе среднего арифметического, что является устоявшейся мировой практикой всех современных конкурсов XXI века: именно это и позволяет добиться беспристрастности в вынесении решений. Важно также отметить, что при подведении окончательных итогов конкурса вокалистов результаты финалистов учитывались в совокупности с результатами второго тура – и планку судейской беспристрастности это, несомненно, повышало еще больше.
Прослушав всех без исключения участников второго и третьего тура (к финалу были допущены 6 женщин и 7 мужчин), я пришел к выводу, что в плане представленных голосов этот конкурс оказался на редкость сильным, хотя и у женщин, и у мужчин наблюдалась одна досадная общая тенденция. При вполне богатой и яркой вокальной природе голосов исполнителей в интерпретациях зачастую пробуксовывали чисто технические моменты, а также тонкость и точность стилистического погружения в музыкальный материал. Для молодых вокалистов это, думается, поправимо, но априори всё же казалось, что благодаря заочному отборочному туру таких «открытий» должно было наблюдаться значительно меньше. Тем не менее, именно на этом конкурсе я, пожалуй, впервые за всю свою практику посещения подобных состязаний поймал себя на мысли, что итоговые результаты у вокалистов никаких вопросов и сомнений не вызвали.
Несмотря на то, что мужских голосов было меньше, большое количество теноров – 8 участников – приятно удивило, при этом фактура звучания лишь одного из них оказалась подлинно драматической. Речь идет о Михаиле Пирогове, весьма мастеровитом солисте Бурятского театра оперы и балета, присуждение Гран-при которому стало впечатляющей сенсацией конкурса. Подавляющее количество женских голосов – 20 участниц – было представлено сопрано, в основном, лирическими, но основная их масса впечатление произвела на сей раз лишь чисто номинальное.
В силу этого присуждение I премии солистке КГТОиБ Дарье Рябинко, обладательнице роскошного и обертонально насыщенного меццо-сопрано, стало второй значимой сенсацией. У мужчин I премию завоевал баритон Вячеслав Васильев, уроженец Красноярского края, студент Санкт-Петербургской консерватории. И это еще одно свидетельство того, что вокальные традиции Сибири уверенно передаются от поколения к поколению и сегодня.
II премию у женщин разделили сопрано Ольга Бурмистрова (солистка Камерного музыкального театра им. Б.А. Покровского, Москва) и Татьяна Прытченкова (солистка Чувашского театра оперы и балета), у мужчин – баритоны Александр Суханов (солист Ярославской филармонии) и Александр Михалев (солист КГТОиБ).
III премия и у мужчин, и у женщин оказалась поделенной между тремя исполнителями. С одной стороны, ее разделили сопрано Ольга Черемных и Инна Сподина (солистки КГТОиБ), а также меццо-сопрано Ксения Хованова (Екатеринбург), с другой – тенора Сергей Осовин (солист Камерного музыкального театра им. Б.А. Покровского, Москва) и Алексей Стражевич (солист Ростовского музыкального театра, Беларусь), а также контратенор Сергей Ванин (солист Челябинской филармонии).
Кроме этого Ксения Хованова и баритон Бямбажав Монголхуу (Монголия) стали обладателями Приза зрительских симпатий. Специальных Призов Губернатора Красноярского края удостоены Ольга Бурмистрова и Александр Суханов, а Приза Мэра г. Красноярска – Ольга Черемных. На сей раз по итогам расширенной конкурсной лаборатории режиссеров право на постановку спектакля на сцене Красноярского театра оперы балета, которое два года назад получил молодой режиссер Алексей Франдетти, не было предоставлено ни одному из конкурсантов, но дипломами жюри отметило троих отечественных постановщиков – Сергея Новикова, Павла Сорокина и Екатерину Василёву.
Грамоты за участие в режиссерской лаборатории получили Дарья Потатурко (Беларусь), Георгий Дмитриев (Узбекистан), Юлия Журавкова (Украина) и Андреас Розар (Швейцария). Замечательный спектакль Алексея Франдетти – оперная феерия Доницетти «Viva la mamma!», премьера которой состоялась в начале апреля, – был показан и в дни работы конкурса.
После его просмотра даже тем, кто еще в чем-то сомневался, однозначно стало понятно, что дорога, открываемая молодым режиссерам на подобных конкурсных лабораториях, – это вполне оптимистичное «светлое завтра» музыкального театра. И пусть на сей раз новых триумфов молодых режиссеров на сцене Красноярского театра оперы и балета придется несколько подождать, уже сегодня нет никаких сомнений в том, что мы их обязательно дождемся!
Игорь КОРЯБИН
Фотографии предоставлены организаторами конкурса
Анонсы |
-13.10.24-
-17.10.24-
-18.10.24-
-23.10.24-
-01.11.24-
-04.02.25-
-07.06.25-
-14.06.25-