• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



Заседание Художественной коллегии Московской филармонии

В Московской филармонии расширяют музыкально-театральное пространство

В Московской филармонии рабочий процесс не прекращается и в выходные дни. В субботу 22 ноября на заседании Художественной коллегии обсуждали новую концепцию музыкально-театральной деятельности МГАФ, в связи с присоединением к ней Государственного музыкального театра национального искусства.

В мозговом штурме, как метко окрестил этот процесс художественный руководитель «Геликон-оперы» Дмитрий Бертман, участвовали известные деятели культуры, руководители музыкальных театров, композиторы, эксперты, критики.

Алексей Шалашов

«Основной повод, по которому мы собрались – это определение художественного направления работы Московской филармонии, - объяснил собравшимся генеральный директор МГАФ Алексей Шалашов. – Было принято решение о более эффективном использовании инфраструктуры театрального комплекса, в котором последние 10-12 лет базировался музыкальный театр национального искусства под руководством Владимира Назарова, и организации на базе Большого зала постоянного филармонического процесса (прим.- Камерный и Малый залы также переходят к филармонии). Министерство культуры одобрило планы, представленные Московской филармонией по наполнению этого зала, и совсем недавно вышел приказ о присоединении ГМТНИ к филармонии. Перед нами стоит серьезная ответственная задача – развить одно из традиционных направлений Московской филармонии – это представление музыкальных произведений для театра на сцене филармонии». Далее Алексей Алексеевич сообщил, что капитальный ремонт Большого зала уже завершается, и скоро появится возможность организации и проведения на его сцене концертов классической музыки, выступлений народно-хореографических коллективов и театральных постановок.

По словам генерального директора МГАФ, в Большом зале уже установлена акустическая раковина, первые пробы проведены, и «акустика не вызывает сомнений».  Новая система позволяет за два-три часа демонтировать акустическую раковину, чтобы создать большее сценическое пространство. В Камерном и Малом залах – в которых около 250 и 200 мест – акустика пока не подготовлена, но их вполне можно использовать для классических постановок.

Главная задача, напомнил Алексей Шалашов, стоящая перед Филармонией – создание нового репертуара, специальных театральных и музыкальных произведений с использованием творческого потенциала коллектива театра, вошедшего в состав Филармонии (в штат влилось около 100 новых сотрудников).

Александр Чайковский

С этой целью и созвали коллегию, чтобы определить отправные точки, выслушать мнение экспертов, начать подбор идей и направлений, музыки и режиссуры. «Специалистам надо осуществить экспертизу, мониторинг того, что существует в театре – может оказаться, что это имеет право на существование, особенно детские спектакли, а потребность в детских спектаклях очень большая в этом районе Москвы, - подчеркнул Алексей Шалашов. - Несмотря на то, что у нас много идей, мы хотим прийти к некоему консолидированному решению. Ясно только, что, для того, чтобы репертуар музыкального театра получился достойным, нужна прежде всего хорошая музыка, хорошая режиссура. Дальше все доложится». Александр Чайковский, художественный руководитель МГАФ, также считает, что в первую очередь необходимо обратиться к детскому репертуару, так как он наиболее востребован.  По словам Александра Владимировича, он «предпринял попытку» исследовать детский репертуар в разных регионах нашей страны, и оказалось, что «национального детского репертуара у нас в России очень мало». В этом направлении, по мнению Чайковского, и следует предпринять первые шаги. С этой целью возможно использование потенциала наследия «огромного ядра советских композиторов, у которых было много чего хорошего». Во-вторых, у Филармонии появилась прекрасная возможность привлечь молодых композиторов национальных республик для создания новых произведений детского, и не только детского, репертуара. «Это сулит нам интересные перспективы в получении совершенно другого репертуара, совсем нового относительно детского театра, - заявил Александр Чайковский. – Мне кажется, что для филармонии наступает очень интересный период, которого никогда еще не было, когда Московская филармония практически смыкается с театральной работой. Мне лично это очень нравится. Из этого могут родиться очень интересные вещи». Также художественный руководитель филармонии призвал собравшихся поделиться своими идеями, в ключе новых произведений, связанных в первую очередь с национальной культурой, фольклором, с использованием народных инструментов. «Эта работа будет сложная, большая, но, по-моему, очень интересная», - заверил Александр Владимирович.

Заседание Художественной коллегии Московской филармонии

Георгий Исаакян, художественный руководитель Детского музыкального театра имени Наталии Сац, с улыбкой заметил, что они не собираются конкурировать с новым направлением Московской филармонии, а, наоборот, рады и готовы помочь коллегам в освоении нового для них материала. По словам Георгия Исаакяна, «можно только радоваться, что возникает альтернативный очаг музыкально-театральной культуры. Замечательно, что есть опыт работы с детским зрителем, и есть детская студия – эта структура будет очень востребована в работе». Со своей стороны, Детский музыкальный театр им.Наталии Сац готов предложить тесное сотрудничество и передачу детских спектаклей из огромного репертуара театра.

Композитор Ефрем Подгайц считает, что, в связи с развитием нового направления деятельности Московской филармонии у молодых композиторов появилась прекрасная возможность для реализации своих замыслов. По словам композитора, «у нас в стране сейчас просто бум на народные, национальные инструменты – баян, домру, балалайку», и нужно обязательно это использовать при создании новых произведений: включать в состав оркестрового сопровождения спектаклей народные инструменты.

Василий Бархатов, молодой режиссер, уже известный своими работами и созданием проекта Опергруппа, выразил предположение, что его «сюда позвали, наверно, потому, что два года назад мы начали делать такую Лабораторию для молодых композиторов и режиссеров, которая называлась Опергруппа».  Василий сообщил, что готов сотрудничать в этом направлении, так как Опергруппа в свое время и была задумана как лаборатория для молодых дирижеров, режиссеров и композиторов: «Мы всегда находимся в поиске новой площадки, театров. У нас есть определенный небольшой бюджет, который нам дает Министерство культуры, и мы с удовольствием готовы участвовать (также финансово) в том, чтобы в новом месте появлялись современные спектакли».

Василий Бархатов

Своими мыслями и идеями поделились также главы музыкальных театров столицы – Дмитрий Бертман, художественный руководитель «Геликон-оперы», и Михаил Кисляров, главный режиссер Камерного театра им.Б.А.Покровского.

Михаил Кисляров считает, что «небезопасно начинать с каких-то экспериментальных работ». Детские спектакли – это очень важно, но не надо там делать экспериментов. «Это прекрасно – что музыкальный театр приходит на окраину Москвы, и это очень серьезное дело, - заявил Михаил Степанович. – Но есть труппа, это живые люди. И как с ними поступить? В вопросах репертуара, и вопросах всего проекта надо очень осторожно к этому подходить. Учитывая, что все, что в последние годы делала филармония, было на высоком художественном уровне, это должно развиваться и продолжаться в том же ключе».

Георгий Исаакян заметил, что «это – две разных темы, и обе важны в связи с тем, что это теперь площадка Московской филармонии, но, тем не менее, это и театр, который много лет существовал.  Некая театральная составляющая, которая возникает внутри филармонии, и каковы могут быть театральные и музыкальные проекты, связанные с этими площадками, и отдельная история – это формирование репертуара конкретно под эту труппу с ее возможностями».

Заседание Художественной коллегии Московской филармонии

Дмитрий Бертман согласился с Георгием Георгиевичем, также отметив, что есть труппа и есть программа.  «Если есть труппа – это живые люди. Они работают на сцене, - высказал свое мнение худрук «Геликона». – Конечно, их надо использовать, и может быть, такие обстоятельства смогут дать интересное новое действо, какие-то перспективы. Может быть, здесь надо придумать заказ какому-то композитору, но для этого надо их посмотреть…Это очень интересно по всем аспектам, потому что действительно молодые композиторы пишут произведения, я сам это знаю – полный стол завален этими произведениями, и действительно нет возможности это делать».

Дмитрий Бертман

Что касается идей, их у Дмитрия Александровича оказалось много. Вспомнили и о детских абонементах Московской консерватории, - успешный проект, по словам Бертмана («сказки с симфоническим оркестром»), и про детские постановки адаптированных «оперных сказок», например, «Лебединое озеро», «Спящая красавица» Чайковского, или «Садко» Римского-Корсакова… «Вот я, например, изучал музыку в четыре года, в пять лет по этим пластинкам. Это должно быть очень интересно, - рассказал Дмитрий Александрович. – Мне кажется, для детей важно сделать филармонический спектакль. Что касается опер народов бывшего СССР, тоже интересно. Если есть такая возможность, надо все это аккумулировать с разных сторон, сделать ярмарку разных жанров, тем более, что это спальный район». И шутливо закончил свою бурную речь предложением начинать проект с оперы Вивальди «Олимпиада».

Заседание Художественной коллегии Московской филармонии

После продолжительного обсуждения слово предоставили директору Государственного музыкального театра национального искусства Карине Кондрашовой. «Как директор и как житель этого района я тоже очень рада открытию нового зала Филармонии,  и как директора меня не устраивает тот репертуар, который достался нам в наследство, - сообщила Карина Кондрашова. –Единственное, что я могу сказать – артисты у нас очень разные. И 12 лет они работали примерно в одном и том же ключе, с одним и тем же музыкальным материалом, с одним художественным руководителем, то есть 12 лет они делали один и тот же одинаковый продукт. И сейчас невозможно сказать – а что они могут сделать? Потому что никто не пробовал…Мне бы хотелось, чтобы Московская филармония, реализовывая те идеи, которые были сегодня высказаны, смогла бы найти место каким-то артистам, которые есть в этой труппе. Уверена, что кто-то из них может показать достойные результаты в новом репертуаре. Для нас это очень больной вопрос. Надеюсь, вы сможете по достоинству оценить тот творческий потенциал, который вам достается».

Заседание Художественной коллегии Московской филармонии

Подытоживая заседание, Алексей Шалашов заверил, что сбор идей продолжается, филармония открыта для творческих предложений и работа затягиваться не будет. «Мы быстро сформулируем конкретное предложение, исходя из сегодняшних идей и мнений всех участников, все это всесторонне обсудится. Одно всегда только будет действовать – это очень простые вещи –профессиональное мастерство и талант. Это одинаково касается и музыки, и режиссуры, и актерского мастерства, и музыкальных способностей». Также в 2015 году будут запущены 2-3 постановки. «Дальше будет легче», - обещал Алексей Алексеевич.

Ирина Шымчак

Фото автора

 


← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей