Новости |
Вся многоликость театра за пару часов
Признайтесь, на вопрос о том, насколько открыт музыкальный театр новаторству, большинство без сомнений ответит, что театр вообще, а тем более музыкальный– вид искусства, наиболее подверженный стереотипам и стандартам. Новаторство в виде переноса действия из прошлого в современность, смелые сценографические и световые решения, - все эти новации и на самых прогрессивных сценах мира, и в отечественных театрах по сей день рождают споры. А в ответ – театры не привлекают молодые постановочные силы, начинающие режиссёры опасаются предлагать свои смелые проекты, а критики то и дело пишут, как сильно отстал наш театр от авангардных тенденций мирового театрального искусства. И вот недавно в стенах Детского музыкального театра имени Наталии Сац была предпринята очень важная и решительная попытка вырваться из этого замкнутого круга.
Художественный руководитель Театра Сац, режиссёр Георгий Исаакян в прошлом сезоне возглавил Ассоциацию музыкальных театров России – общественную организацию, созданную десять лет назад и объединившую на неформальных началах множество и крупных оперных домов нашей страны, и ряд театров музыкальной комедии, а также и немало детских театров. В последние годы в число участников Ассоциации влились и театры ближнего зарубежья, и при всем разнообразии жанровой палитры театров-членов этого объединения, всеми ими движет общая цель: иметь возможности чаще общаться, делиться идеями и планами и разрабатываться совместные проекты. О важности копродукции много говорилось на конференции Ассоциации музыкальных театров, которая и состоялась недавно в Театре имени Наталии Сац.
Проекты, которые в силу своей художественной самобытности и при сегодняшнем постоянном дефиците бюджетов были бы невозможны к осуществлению в одиночку, совместными усилиями нескольких театров вполне реально воплотить в жизнь. Опыт, и очень успешный, таких постановок уже есть в возглавляемом Исаакяном Театре Сац: в прошлом сезоне с большим резонансом на Малой сцене театра была представлена международная постановка спектакля «Маленький Арлекин» на музыку крупнейшего композитора-авангардиста Карлхайнца Штокхаузена. И, как оказалось, самый радикальный авангард может быть вполне доступен и для широкой детской аудитории! Возможность воплощать на сценах детских театров самые смелые замыслы была доказана и в одной из частей конференции Ассоциации музыкальных театров России. И, возможно, эта часть, представляющая отчаянно смелые, невероятно самобытные и удивившие, по-моему, самых бывалых директоров театров, присутствовавших на конференции, - именно эта часть музыкально-театрального форума стала самой интересной и незабываемой.
Такого фейерверка идей и драйва от представлявших свои проекты композиторов и режиссёров, наверное, не ожидал никто. И каждый проект слушался специалистами из театров со всей России на едином дыхании. Оригинальность и смелость решений восхищала. Например, художник Алина Алимова продемонстрировала уже готовый макет декораций мюзикла «Дракон» по знаменитой сказке И.Шварца. В оформление сценического пространства художницей претворены очертания драконьей чешуи, изгибы хвоста, пронизанные словно выныривающими ниоткуда железнодорожными узкоколейками и загадочными металлоконструкциями. Жёсткая урбанистика, которая и пугает, и притягивает.
Композитор Александр Маноцков и режиссёр Александр Созонов представили оригинальнейший проект – оперу «Сон Немо», первоисточником которой стали… комиксы. Известные американские комиксы «Немо в стране снов» с своё время стали и основой мультфильмов Диснея, в США на их сюжет написана и опера. Но она, по мнению постановщиков представляемого проекта, очень инфантильная, примитивная. Нашим авторам видится более жесткая, но и вместе с тем более увлекающая современных детей трактовка истории о том, как мальчик Немо во сне превращается в героев и спасает мир от злодеев. «Не надо бояться напугать детей, вспомните русские сказки – сколько в них ужасов», - призывал Александр Маноцков. «Наша опера – это экстремально высокое искусство!» - подвёл итог Адександр Созонов.
Необычно трактовал оперу «Альцина» Генделя режиссер Олег Еремин, известный постановками и актерскими работами в Александринском театре. В интерпретации Еремина «Альцина» - это кукольный спектакль с участием певцов и живого оркестра, предназначенный для семейного просмотра. Не менее радикально трактовались и классико-романтические сюжеты и спектакли. Режиссёр Василий Заржецкий представил своё решение постановки одноактных опер Пуччини «Плащ», «Сестра Анжелика» и «Джанни Скикки», часто ставящихся в театрах как триптих одноактных спектаклей, как «три одноактные истории грехов человеческих». Сценография опер аллегорически воплощает семь смертных грехов, владеющих человеческими душами: гнев и похоть повелевают душами героев оперы «Плащ», гордыня завладела героями «Сестры Анжелики», а в «Джанни Скикки» все семь смертных грехов дефилируют на подиуме, трансформирующемся в финале в помост виселицы. Сам режиссёр определил столь радикальное видение романтических опер Пуччини, как опера-мистерия, средневековый миракль. И этот жанр средневекового представления стал стимулом фантазии многих молодых постановщиков. Вот и режиссёру Елизавете Бондарь герои оперы «Дон Жуан» Моцарта видятся как ожившие персонажи средневековых фресок, а Командор и Дон Жуан – пришедшие на белый свет демоны из чистилища. В готической стилистике решена и постановка Елены Артюхиной еще одной новой музыкальной партитуры, представленной в рамках презентации молодых постановщиков: оперы-мюзикла «Кентервильское привидение» на музыку Владимира Баскина. Однако, довольно ироничную историю Уайльда, авторы и постановщики этого спектакля видят как драматичный рассказ о потерявшем себя человеке, бесцельно прожившем жизнь и так и не нашедшем себя в земном мире.
Прекрасный итог этой необычной презентации подвёл куратор проекта, художественный руководитель петербургского театра «Зазеркалье» Александр Петров: «Менее чем за два часа все присутствующие смогли приобщиться ко всему разнообразию театрального искусства: от театра марионеток, до фэнтези, от средневековых мистерий до современных шоу… Благодаря молодым постановщикам мы смогли сполна почувствовать всю многоликость картины современного театрального искусства».
Надежда Дараган
Фото Елена Лапина
Анонсы |
-17.12.24-
-20.12.24-
-04.02.25-
-07.06.25-
-14.06.25-