Новости |
«Посвящение. Hommage Masha»
Вечером 4 октября в Московском доме композиторов собрались те, кому дорога память Марии Баранкиной, удивительного человека, безвременно нас покинувшего, но оставившего в жизни многих яркий след. Время летит незаметно, и, кажется, это было совсем недавно – когда мы узнали трагичную весть, как обухом ударившую по голове. Но до сих пор вспоминаем об этом, как о чудовищной несправедливости, трагедии, которой не должно было случиться…
Какой была Маша? Какой она осталась в наших сердцах? Об этом говорили ее друзья, близкие, родные, которые пришли в этот вечер в Дом композиторов. 4 октября - особенная дата, ведь это был день рождения Маши, который она всегда проводила среди своих друзей. Вечер так и назвали – «В кругу друзей Маши Баранкиной».
На сцену Дома композиторов вышли родные, близкие, друзья и коллеги Маши. И получилось так, что этот день рождения стал днем памяти. Светлым и грустным, щемящим и трогательным.
Выступали ее старшие друзья. Выступали ее коллеги. Маленькая Ариша, поразительно похожая на маму, вручала им цветы, которые тут же оказывались под портретом улыбающейся Маши…Концерт открыл сын Маши, Илья Мочалов, исполнивший Прелюдию Баха так, что в зале пронесся шепот – «ох, как хорошо!», затем к нему присоединился Алексей Мочалов, с пронзительной Литанией Шуберта. Эстафету памяти продолжили друзья Маши - Алексей Лундин, Татьяна Федосеева, Григорий Ковалевский и солисты оркестра «Виртуозы Москвы», Катя Сканави, Аня Вартазарян, Димитрий Перец, Катя Шемякина, Джулия Зильберквит, Иван и Михаил Почекины и многие-многие другие... Общая тональность вечера оказалась не трагической, но светлой и удивительно искренней.
В этот вечер представили книгу, посвященную Маше, которая так и называется - «Посвящение. Hommage Masha». Автором идеи издания этой книги-альбома стал Йосси Тавор, близкий друг Маши и семьи Баранкиных, поддержали эту идею и предоставили средства на издание Национальный Фонд поддержки правообладателей России и Международный благотворительный Фонд Чайковского.
«Может быть, в некоторой мере символично, что этот вечер совпал с Днем покаяния, с Судным днем, потому что в этот день мы просим прощения, и надеемся, что нас тоже простят, - обратился к собравшимся в зале Йосси Тавор. – В этот день происходит еще одна вещь: Он подписывает. Там, наверху, подписывает на будущий год приговоры каждому из нас. И у меня такое ощущение, что в прошлом году у Него была ошибка. Он тоже иногда ошибается, и одно имя записал не в ту графу. Это имя Маши Баранкиной. Но, может быть, где-то успокаивает, утешает одна вещь. Как-то я прочитал у Бернара Вербера, в книге «Империя ангелов», что, в общем-то, никто не уходит совсем, что они подымаются наверх и становятся ангелами, которые нас сохраняют. Я очень надеюсь, что это так, потому что потрясающий фильм Даши Виолиной говорит именно об этом: она, с полуулыбкой, мудрым взглядом, немножко всепрощающе смотрит на нас там, и где-то понимает, что уже нельзя вернуть того, что произошло, но не надо так трагично к этому подходить, потому что она – с нами.
И еще одна вещь, которая связывает меня с этим фильмом. В фильме прозвучала цитата о том, что будущее поколение должно знать, какая она была… Идея книги у меня возникла именно тогда, когда мне сказали, что Ариша должна посмотреть на ушедшую маму. И я подумал, что Ариша должна знать, какая была ее мама. Вот это – мама, блестящий музыкант, блестящий эссеист, блестящий прозаик. И я благодарен Национальному Фонду поддержки правообладателей России, который дал деньги на издание этой книги, и благодарен Фонду Чайковского. И – самое главное – мне очень жаль, что эта книга должна была выйти. Лучше бы Маша осталась с нами…».
Когда замелькали кадры из фильма-памяти о Маше, слезы навернулись на глаза. Да, такой она и была – открытой, улыбающейся, энергичной, искренней, задумчивой, сосредоточенной, светящейся от радости и идей, ее наполняющих…
«Чем больше времени проходит с того момента, чем больше мы думаем о Маше, тем больше мы ее открываем, - заметил Марк Александрович Зильберквит. – Казалось, так близко, так хорошо знали, но тем больше возникает вопросов, а какой же человек была Маша? Как могло в одном человеке совмещаться несовместимое? Определенная замкнутость и в то же время абсолютная открытость. Особый талант безошибочно выбирать верхнюю ноту в общении с друзьями и со всеми знакомыми людьми, коллегами по музыкальному цеху, или просто людьми, с которыми ей доводилось делать свой музыкальный бизнес.. Как ей удалось, оставшись в музыке, где, казалось бы, все сделано, где нет ниши, которую бы кто-то не занял, найти свое место, свой путь?
Прежде всего я имею в виду этот необыкновенный проект, который она осуществила со своей подругой, соратницей Ольгой Бер…И напрашивается один вывод, парадоксальный. Маша практически прожила не одну короткую, а несколько продолжительных и очень результативных жизней. Маша – талантливый музыкальный исполнитель, выступавший на сцене и оставивший записи, Маша – продюсер многих проектов, в основе которых лежали ее творческие идеи. Маша – создатель Гильдии концертмейстеров. Маша – умный друг, причем не только друг своих сверстников, но и людей другого поколения, нашего…Маша – потрясающая мама и центр семьи, как сегодня Татьяна Анатольевна Тарасова говорила, «центр клана Баранкиных, Зивов и Мочаловых». А открывает этот альбом четверостишие русского поэта Жуковского:
О милых спутниках, которые наш свет
Своим сопутствием для нас животворили,
Не говори с тоской: их нет;
Но с благодарностию: были».
Ирина ШЫМЧАК
Фото автора
Анонсы |
-04.02.25-
-07.06.25-
-14.06.25-