• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



15.09.2021

«Видеть музыку»: Гоголь на все времена

12 сентября в Москве стартовал Шестой фестиваль музыкальных театров «Видеть музыку». Фестиваль проходит при поддержке Министерства культуры РФ и Фонда президентских грантов. Афиша фестиваля радует своим разнообразием: зрители Москвы увидят в общей сложности 40 спектаклей из разных городов России и ближнего зарубежья. Опера, оперетта, мюзикл, балет – все, что может «зацепить» внимание московского зрителя и гостей столицы.

Взяв на себя смелость, отмечу, что для нас – москвичей – предоставлена уникальная возможность посмотреть, чем живут другие города и театры. Ведь «культура – это отражение общества», а значит «Видеть музыку» показывает нам, какими постановками, и в каком виде заинтересованы зрители тех или иных театров. А в Москву приезжают самые «громкие» спектакли. Самостоятельно собрать такую карту довольно сложно, а фестиваль позволяет «прогуляться» по городам, при этом только перемещаясь между зданиями любимых театров.

13 сентября в Московском театре «Геликон-опера» Красноярский музыкальный театр представил «Мертвые души» режиссера-постановщика Николая Покотыло по хорошо известной нам еще со школьной скамьи поэме Николая Гоголя (композитор Александр Пантыкин, либретто Константин Рубинский). Премьера спектакля состоялась 22 июня 2017 года, также он был отмечен попаданием  в лонг-лист «Золотой Маски» в номинации «Лучшие премьеры сезона».

На вопрос руководству театра, почему была выбрана эта постановка, мне ответили, что «это одна из ярких, репрезентативных работ Красноярского музыкального театра, которая позволяет раскрыть все возможности труппы. В постановке задействован почти весь состав. В спектакле сложный музыкальный материал, демонстрирующий уровень артистов».

«Эта постановка «Мёртвых душ» сильно отличается от предыдущих версий, которые были в Екатеринбурге, Сыктывкаре, Краснодаре, по концепции режиссера, по способу существования артистов на сцене и по музыкальному решению, – рассказывает Александр Пантыкин». (Прим.редакции цитата из интервью).

Думаю, что сам сюжет пересказывать нет смысла – произведение знакомо многим, разобрано на цитаты и достаточно популярно в переложениях для кино и театра.

Что же было представлено зрителям на сцене «Геликон-оперы»: яркие и запоминающиеся образы персонажей, красивое оформление и, конечно же, музыка Александра Пантыкина. Все это действительно буквально «приковывало» и взгляд, и слух. Интересно была затронута тема дороги: главный элемент – повозка – громоздкая и довольно мрачная, - являлась неотъемлемой частью спектакля и все действа проходили в основном вокруг нее. То она вход в тюремную камеру, то элемент портала в иную реальность (об этом ниже), то непосредственно средство передвижения. Остальные декорации также были выполнены в данной тематике: чемоданы большие или маленькие, в зависимости от заданной сцены, раскладывались в необходимые интерьеры. Например, дома местных помещиков или шкафы у хозяйки модного салона (Наталья Тимофеева), или кресло напоминающее трон у губернатора N-ской губернии (Владислав Питальский). Промелькнула шальная мысль сосчитать все задействованные чемоданы, но от действа на сцене невозможно было оторваться.

Тема сюжетов других произведений Николая Васильевича Гоголя проходила через весь спектакль. Селифан, возница Чичикова (Алексей Казанцев), пытаясь постичь грамоту, то и дело упоминает Гоголя и его произведения. Отдельная сцена, где в тюрьме Чичикову (Александр Белопашинцев) видится кошмар, основной темой его является отсылка к «Вию». Я за спектакль насчитала несколько отсылок к таким произведениям, как: «Нос», «Вий», «Ночь перед Рождеством».

Интригующе и неожиданно был представлен образ Хлестакова (Леонид Забоев), который являлся внутренним голосом Чичикова. «Черт сидит на плече» - выражение точно отражает этого персонажа. Представлен он в маске и сравнить его можно, с персонажем не имеющем лица или с загадочным мистером Х.

Были некоторые обидные недочеты, прежде всего связанные со звуковым балансом.  В защиту спектакля хочу отметить, что театр привозит и монтирует оформление и техническое оборудование за один день.  Однако это не могло испортить общего впечатления. Тут же отмечу блестящего солиста Михаила Росоху (в роли Капитана-исправника) который, несмотря на периодические неполадки с микрофоном, замечательно справился со своей ролью. А его голосовые возможности позволили артисту легко озвучить зал и без микрофона – судя по всему, он певцу был и не нужен.

Жанр спектакля заявлен как опера-лайт. Часть исполнителей демонстрировала настоящий оперный вокал, тогда как другие пели скорее в эстрадно-джазовой манере. Видимо, это часть замысла постановщиков, создать некий «звуковой» контраст между персонажами. Вначале думалось: «это опера или все же не опера?», но после первых тридцати минут спектакля эти мысли благополучно испарились, и пришло осознание, что для каждого персонажа та или иная манера исполнения является единственно верной.

Отдельно разбирать вокальные партии я не буду. Скажу только, что все актеры достойно представили своих персонажей. Им веришь, сопереживаешь или противишься их действиям, а в какие-то моменты и искренне смеешься. Хотя, не могу не упомянуть Ивана Сосина, исполнившего роль Ноздрёва. Блестящий вокал и удивительно точное попадание в образ такого импозантного забулдыги. И, судя по реакции зала, зрители спектакля со мной согласятся.

Александра САЙДОВА

Фото Елены Лапиной предоставлены пресс-службой

Шестого фестиваля музыкальных театров
«Видеть музыку»

15.09.2021



← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей