• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



06.11.2019

Виртуальная реальность Гофмана

Гофман – Борис Калашников, Никлаус – Галина Петрова, Линдорф – Дмитрий Степанович.

IV фестиваль музыкальных театров России «Видеть музыку», проводимый Ассоциацией музыкальных театров и Министерством культуры России при поддержке Фонда президентских грантов, вступил в свою завершающую стадию, в афише осталось считанное количество спектаклей. И уже можно с уверенностью сказать, что одним из самых ярких впечатлений от фестиваля останется спектакль Государственного театра оперы и балета Республики Коми – «Сказки Гофмана» Ж.Оффенбаха.

Олимпия – Анастасия Морараш, Спаланцани – Михаил Ярмольский

Потому что спектакль этот буквально поразил гармоничным единством постановочной, музыкальной, исполнительской культуры и хорошим вкусом его создателей. Среди театров российских регионов существует негласная «табель о рангах», и, бесспорно,  данная постановка «Сказок Гофмана» способна вывести коллектив из Сыктывкара, как говорится, «в топ». Это не преувеличение. Взявшись за весьма непростое во всех смыслах произведение, в театре создали спектакль, который интересно слушать, интересно смотреть – и, что очень важно, - интересно поразмышлять о нем уже после того, как занавес закроется. При этом смыслы спектакля ищутся в произведении Оффенбаха, а не привносятся извне, что нередко бывает на современной сцене.

Сцена из спектакля. Никлаус – Галина Петрова, Гофман – Борис Калашников, Джульетта – Ольга Сосновская.

История поэта Гофмана,  в которой так тесно переплелись настоящее и выдуманное, сознательное и бессознательное, предстала историей очень современной. В опере наличествуют те темы, что волновали реального Эрнста Теодора Амадея, а они в наше время стали еще более актуальными. Стремление к идеалу и порочность общества, принятие мнимостей за истинность, иллюзия обретает черты реальности, а действительность присутствует в своей виртуальной форме… Наконец, предостережение об опасности механизации жизни, когда искусственная красота воспринимается настоящей…Мистический реализм Гофмана – самая что ни на есть реальность наших дней, и это очень четко читается в режиссерской интерпретации (Илья Можайский) и визуальном решении спектакля (сценография Юрий Самодуров, костюмы – Наталия Кравченко). В оформлении эта привязка к современности особенно читается в прологе и эпилоге – вместо кабачка неподалеку от театра мы присутствуем на некой молодежной подчеркнуто андеграундной тусовке, которая может происходить и в Париже, и в Москве, и в Питере, и в Сыктывкаре…Ведь все то, о чем сказано выше, актуально повсеместно. Ирреальная тревожность обозначится уже в этой первой картине, и проведя зрителей через страшноватую фантасмагорию с куклой Олимпией, которая все же местами могла бы показаться даже забавной, режиссер в последующих картинах представит красивую романтичную историю, конечно же, отягощенную элементами готики (новелла о Джульетте), и настоящий, навевающий реальный ужас триллер (новелла об Антонии). Рассказывает ли главный герой о том, что было им пережито на самом деле или все происходило в глубинах его подсознания? Скорее, второе. И ужасный советник Линдорф, он же Коппелиус, он же Дапертутто, он же Миракль – это ведь тот самый Черный человек! И даже не тот, кто заказывал Моцарту «Реквием», а тот «прескверный гость», которому «в переносицу» летит трость взбешенного Есенина. А помните, чем это у Есенина заканчивается:

«Я в цилиндре стою.

Никого со мной нет.

Я один…

И — разбитое зеркало»…

И если три несостоявшиеся ирреальные возлюбленные Гофмана – лишь воплощение разных сторон вполне реальной возлюбленной Стеллы, то Линдорф в его разных обликах - не только персонифицированное внешнее зло, но и олицетворение темной стороны личности самого поэта. Впрочем, эти размышления посещают уже после спектакля. А во время него аудитория буквально захвачена происходящим.

Сцена из спектакля

Действие динамично, много ярких визуальных и пластических находок. Куплеты Гофмана о Кляйнзаке получают жутковатую иллюстрацию, когда через белое полотно, натянутое двумя артистами, проступают человеческие руки и лицо-маска, безмолвно повторяющее мимику и артикуляцию главного героя… так в самом начале будет задана тема двойников, и масок, и симулякров…Единая конструкция в центре сцены органично предстает и лабораторией шарлатана Спаланцани, и домиком советника Креспеля в немецком городке, и создает удивительную атмосферу панорамы Венеции при звучании знаменитой Баркаролы. Картина с Олимпией навевает прямые ассоциации с дизайном многих современных компьютерных игр, лаборатория Спаланцани полна причудливых автоматов, его слуга – тоже автомат (что там насчет не только «умного дома», но и искусственного интеллекта нам всем говорят?), и более того – посетившие дом изобретателя гости тоже начинают двигаться, как автоматы… Круг в сценической конструкции – и «витрина» для куклы Олимпии, и магическое зеркало, в котором исчезает изображение Гофмана, и рама для портрета матери Антонии… Доктор Миракль в новелле об Антонии выходит в зал, звучание его голоса и возникающий из небытия голос матери Антонии получают подзвучку, создающую эффект потусторонности…Таких моментов в спектакле много, но «держат» аудиторию не только и не столько они.

Театр в насыщенном действием спектакле продемонстрировал по-настоящему красивое и даже изысканное музицирование. Замечательный оркестр (дирижер Дмитрий Лузин), отличный хор, который выполняет сложные постановочные задачи (хормейстеры Ольга Рочева и Алла Швецова, балетмейстер-репетитор Анна Поищук). Солисты заслуживают самых высоких похвал. Нечасто встречается (увы, это касается и столицы), когда весь состав вокализирует столь технично, музыкально и – осмысленно, включая исполнителей относительно небольших партий. Потому что запомнились и Михаил Ярмольский (Спаланцани/Натаниэль), и Максим Палий (Лютер/Креспель), и (несмотря на подзвучку) Валерия Яремчук (мать Антонии), и Андрей Ковалев (Шлемиль), и представший в разных ипостасях Геннадий Муравлев. Судя по всему, в театре работают профессиональные концертмейстеры и коучи. Исполнитель заглавной партии Борис Калашников справился с очень непростой партией и убедительно передал мучительную раздвоенность и метания своего персонажа. И, конечно, блеснули ведущие солистки театра. Ольга Сосновская (Джульетта и Стелла) подтвердила не просто свой статус «примы», но и репутацию умной и тонкой певицы. Теплый голос Галины Петровой хорошо звучал в партии Никлауса, а его лирический характер словно предвосхищал финальную метаморфозу персонажа, когда верный друг Гофмана оборачивается его Музой (истинной возлюбленной). Настоящим открытием стали молодые певицы труппы. Иране Ибрагимли (Антония)– красивый и большой, богато наполненный голос, и, конечно, буквально «взорвавшая» зал Анастасия Морараш (Олимпия), со звонким «хрустальным» сопрано, потрясающей техникой, легкостью исполнения вокальных трюков и убедительной «механической» не только пластикой, но и мимикой куклы. Самое отрадное – это все силы собственно театра. А Анастасия Морараш – еще и открытие проводимого Ольгой Сосновской уже в течение многих лет конкурса юных вокалистов. Ведь не секрет, что нередко региональные театры, приезжая в Москву на фестиваль, «подстраховываются» приглашенными столичными солистами, и зрители, придя на гастрольный спектакль, с изумлением обнаруживают на сцене артистов, которых в течение сезона спокойно можно услышать-увидеть в тех же партиях в их родных театрах, и составить мнение о реальном уровне спектакля в том виде, как он идет у себя «дома», никак не получается.

В сыктывкарском спектакле «варяг» был один – исполнитель партий всех четырех злодеев известный бас Дмитрий Степанович. Сильный голос и бесспорная увлеченность материалом позволили ему создать интересный образ, по-настоящему внушающий ужас, и даже некоторые особенности его не всегда предсказуемого вокализирования играли на зловещую инфернальность Черного человека.

Надежда КУЗЯКОВА.

Фото Елены Лапиной предоставлены пресс-службой фестиваля «Видеть музыку».

06.11.2019



← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей