• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



Во славу Виолончели

Маэстро Ростропович как-то сказал: «Музыка – это исцеление. Музыка зажигает факел добра и может переустроить, усовершенствовать мир». Такой идеальной, если не утопической, философии сегодня можно только позавидовать? Достойный ученик великого мэтра, Иван Монигетти, став главный героем финального концерта в абонементе Musica Viva «Серебряная классика», доказал, что высокие идеи бессмертны.

Иван Монигетти – признанный мастер, чьё искусство мгновенно завораживает слушателя, потому что в основе оно имеет большой профессионализм и эталонное чувство вкуса и стиля.

Талант выдающегося музыканта исключительно самобытен, его мощный «сплав» составляют особая харизма (во всей полноте лексического значения этого слова), сдержанный и вместе с тем впечатляющий артистизм, кажущаяся легкость исполнительской манеры и непременная убедительность интерпретации.

В основу своего выступления профессор Базельской Академии музыки в Швейцарии Иван Монигетти взял музыку двух композиторов: Хинастеры и Сервэ. Будем откровенными, даже для меломанов эти имена если и знакомы, то весьма призрачно, хотя кто-то мог слышать некоторые опусы Хинастеры, например, «Аргентинские танцы». Но интересно, что именно этот момент и стал залогом успеха вечера. Музыкант, кратко и цельно рассказав о каждом из авторов, продемонстрировал свое потрясающее умение за минимальное время сделать малоизвестные имена близкими и понятными.

Виолончельную рапсодию «Пампеана №2» Альберто Хинастеры чаще можно услышать в ансамбле с фортепиано, поэтому всем пришедшим на концерт ««Серебряная классика. Виолончельные ассамблеи» Московского камерного оркестра Musica Viva очень повезло услышать эту музыку с вариантом оркестрового сопровождения.

При исполнении Рапсодии Иван Монигетти точно следовал за автором. Стоит учитывать, что такой метод самый трудный и рискованный: само собой происходит желанное освобождение от штампов и клише, буквально на поверхности оказываются скрытые смысловые пласты, заложенные в глубину партитуры. И главное, слушателю предоставляется возможность мыслить и чувствовать, самому постигать неизведанное, а не подчиняться искусственно придуманным концепциям. «Доверить» композитору его собственную музыку – сегодня почти нонсенс, а сделать это так талантливо – большое достижение.

Адриен Франсуа Серве - автор Фантазии на две русские темы: уже практически только этим и очерчена канва особенно интересной для нас части его биографии. Дружба бельгийского композитора с Россией началась 4 марта 1839 года, Николай Голицын с восторгом писал после концерта в Петербурге: «Нет ни одного качества, которым бы не обладал этот несравненный артист. Звук полный, сильный, который льётся прямо в душу, пение выразительное, со всеми возможными оттенками, которые обличают вдохновение. Но это всё относится только к приятности игры».

Иван Монигетти превосходно, органично подчиняясь салонному флеру, исполнил как раз упомянутую Фантазию для виолончели с оркестром, построенную на темах популярных романсов: «Соловей» Алябьева и «Красный сарафан» Варламова.

Другая часть концерта была целиком во власти Musica Viva и его художественного руководителя Александра Рудина. В их исполнении прозвучала симфония Луиджи Боккерини (ре-минор G. 517). Среди симфонистов гайдновской эпохи этот композитор, пожалуй, самый любопытный. Кроме того, что он одарённый мелодист, драматургия и образное содержание его музыки отличаются логикой и естественностью.

Когда играет оркестр Musica Viva, само собой создается ощущение идеальности: музыканты способны расставить акценты так, что «пазл» всегда обязательно сходится.

Кроме прочего, на концерте в Камерном зале Дома музыки в качестве «сюрприза» Александр Рудин и Эмин Мартиросян презентовали премьеру первого опуса Леонида Горохова, выдающегося виолончелиста, профессора Ганноверской Высшей школы музыки и театра. Прозвучало сочинение «Бессонница»: это был огромный и неподдельный успех. При отсутствии в музыке «внешней эффектности»  публика приняла и высоко оценила глубину замысла, силу и яркость его воплощения.

В завершении вечера прозвучала Бразильская Бахиана №1 для ансамбля виолончелей Эйтора Вила-Лобоса. Когда на сцене 8 изумительных виолончелистов играют с невероятным наслаждением и счастьем, во славу своего любимого инструмента, дополнительные слова и комментарии были бы попросту лишними.

Сергей БУЛАНОВ

Фото Ольги КУЗНЕЦОВОЙ


← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей