• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



04.11.2019

Возвращение песенной «Атлантиды»

Честно говоря, я не очень люблю слово «кластер». Но новый культурный именно что кластер появился в Москве, в самом центре, на Тверском бульваре, правда, в пределах одного здания. Здание знаменитейшее, когда-то называлось «Новый МХАТ», в отличие от «старого» здания в Камергерском, теперь оно уже давно не новое, в народе имеет название «доронинского» МХАТа, которое более привычно, нежели официальное МХАТ им.М.Горького. Грандиозное строение с множеством интересных помещений внутри дает немало возможностей для творческих активностей разного плана. Разумеется, МХАТ им. М.Горького остается прежде всего репертуарным театром, выпускаются премьеры, идут текущие спектакли, словом, происходит все то, что должно происходить в театре. Но художественный руководитель театра Эдуард Бояков и его сподвижники решили вспомнить и другие идеи основателей Художественного театра. «Создавая этот театр, Станиславский и Немирович-Данченко задумывали его как центр встреч разных людей. Сегодня это пространство мыслится терминами междисциплинарность, мультикультурализм, культурно-просветительский кластер,- говорит Эдуард Бояков. - В конце XIX века эти идеи были также актуальны для пространства театра, в котором Айседора Дункан познакомила Станиславского с Гордоном Крэгом, а Шехтель, будучи архитектором, создал фирменный стиль театра»…

Игорь Зубков и Игорь Балалаев

Екатерина Кретова​

И во МХАТе им.М.Горького стартовал проект «Открытые сцены МХАТ». При взгляде на его афишу глаза буквально разбегаются – курсы лекций с разнообразной тематикой  - от истории искусств в самых разных аспектах, философии, культурологии, истории России до такой симпатичной темы, как, например, «Домашние животные в истории и культуре», поэтические вечера, творческие встречи, мастерские, дискуссии, творческие проекты разных жанров и т.д. Можно догадаться, глядя на афишу, что задействовано практически все то пространство уникального здания на Тверском, что раньше было только закулисным. Конечно же, на «Открытых сценах» присутствует музыка. «Третья сцена» МХАТ, бывший репетиционный зал, обладающий хорошей акустикой, по словам Боякова, будет своеобразной «Музыкальной гостиной». Именно здесь, на Третьей сцене МХАТ, заявлен интереснейший цикл «Советской песни Атлантида». Собственно, содержание его уже явствует из названия. Не имеющий себе аналогов в мировой музыкальной культуре жанр массовой лирической советской песни, действительно, сегодня представляет собой некую Атлантиду – нечто прекрасное, но, увы, утраченное. Безвозвратно ли? Проект внушает надежду, что, все же, не совсем. Куратор проекта – музыковед, критик Екатерина Кретова, исполнители – композитор и пианист Игорь Зубков и артист театра и кино, хорошо известный по многочисленным успешным работам в мюзиклах, Игорь Балалаев. Впрочем, в программе все трое обозначены как авторы и исполнители проекта. В состав постановочной группы вошли режиссер Сергей Глазков, художник Александр Цветной, видеохудожник Дмитрий Масаидов, звукорежиссер Мария Гордиенко. Первый вечер цикла, прошедший 24 октября (его жанр был обозначен, как «театрализованный концерт»), стал действом, в котором очень органично, без малейших «швов» между словом, музыкой и видеорядом предстала не просто история песен и сами песни Бориса Мокроусова, а предстала эпоха. И разговор, который так профессионально и увлекательно вела Екатерина Кретова, оказался разговором не только о как таковых песнях композитора – о советской системе музыкального образования (ох, как актуально сейчас!), о Великой Отечественной войне – не вообще, а об очень конкретном эпизоде обороны Севастополя, после чего еще пронзительней было ощущение от знаменитой песни «Заветный камень», об общей атмосфере существования в те годы, причем через очень личные истории и интонации. Сценарий написан просто блестяще – с точным соотношением слова и музыки, серьезных исторических, мировоззренческих и музыковедческих составляющих (поданных в по-хорошему доступной форме, так, что понятно и не очень искушенному слушателю, и интересно и ему, и более «продвинутой» аудитории) с юмором, веселыми эпизодами. Видеоряд очень содержательный, многие кадры просто уникальны. И хотя понятно, что сценарий имеет место быть, есть удивительное ощущение импровизации, что вот просто три хороших друга – два Игоря, Зубков и Балалаев, и Екатерина Кретова просто беседуют, и из их беседы так органично и легко рождаются песни. Игорь Зубков не только создал замечательные аранжировки, но и был весь вечер за роялем (а иногда – с аккордеоном), Игорь Балалаев пел задушевно, тепло и драматически выразительно, заставляя вспомнить выдающихся исполнителей этого жанра.

Игорь Зубков

Атмосфера царила удивительная – зрители подпевали артистам, тем более, что тексты песен были напечатаны в программке. Зал, кстати, был переполнен.

И подумалось: любовь – к человеку, к стране, - очень трудно, практически невозможно вызвать к жизни при помощи плаката. А вот эмоции, передаваемые этими песнями, которые пела вся огромная страна, словно пробуждают нашу генетическую память…Простые, сердечные, искренние чувства – они никуда не делись, оказывается. И они возрождаются, стоит только услышать «Одинокая бродит гармонь» или «В моей судьбе ты стала главной, родная улица моя»… Поэтому проект «Советской песни Атлантида» - не просто отличное просветительское начинание, а гораздо больше – по-настоящему важное общественное явление. И, кстати, готовый формат телепередачи. Телеканалы, ау!

Следующий концерт - 29 ноября. Он посвящен творчеству Аркадия Островского.

Надежда КУЗЯКОВА

Фото Андрея Сидорова  предоставлены

пресс-службой МХАТ им.М.Горького 

04.11.2019



← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей