• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



20.03.2019

Время Римского-Корсакова

Мариинский театр. Время Римского-Корсакова

Время относительно. В истории музыки счет идет на годы, десятилетия, века. Внутри партитуры – на доли, такты, фразы. В музыке важен как сам процесс, так и конечная цель, результат, который можно отсрочить или приблизить, но нельзя отменить. Здесь свои непоколебимые законы. Музыкальное время Римского-Корсакова течет неспешно. Хотя пресловутые длинноты в его операх не дают покоя нескольким поколениям дирижеров, мода на купюры постепенно отходит. Сегодня на каждом шагу приходится слышать об ускоренном темпе жизни, «коротком метре», быстрой смене событий, клиповом мышлении, но интерес к необъятному по масштабу и разнообразию творчеству композитора растет.

Римским-Корсаковым было написано 15 опер. Список большой, и потому не так болезненно ощущается отсутствие в репертуаре того или иного названия. Проблема не в том, что композитор обделен вниманием (в любом случае, русскому оперному театру без музыки Римского-Корсакова не обойтись). Обделены мы, слушатели, знакомые лишь с отдельными сторонами его творчества, а ведь такие оперы, как «Сервилия» и «Пан воевода» способны открыть совсем иного автора – смелого экспериментатора, самобытного и современного художника. Премьера концертного исполнения «Пана воеводы» в рамках Международного фестиваля «Римский-Корсаков-175», состоявшаяся 6 апреля, восстановила историческую справедливость – в Мариинском театре прозвучали все оперы композитора. Причину, почему этого не произошло раньше, определить трудно. Очередной юбилей – лишь повод. В конце концов, за прошедшие годы юбилейных дат выпало немало. В чем же дело? Видимо, время пришло.

«Сервилия» и «Пан воевода» – новые названия в репертуарном списке Валерия Гергиева. Маэстро признается, что был удивлен их новизной и зрелостью. Почему Римский-Корсаков обратился в двух этих сочинениях к столь необычным для него темам? Причуда гения? Чисто гипотетически, поводом мог послужить интерес композитора к собственной фамилии, в которой переплелись польские и литовские корни, а приставка «Римский» появилась именно как напоминание о происхождении древнего рода. Заглянуть в прошлое, повернуть время вспять, чтобы понять самого себя – искушение для пытливого ума, человека гордого, благородного, романтичного мечтателя и интеллектуала. В «Летописи музыкальной жизни» автор дает подсказку относительно «Сервилии», древнеримский сюжет которой обеспечил ему полную свободу в выборе музыкального стиля. Что касается «Пана воеводы», национальный оттенок здесь главенствует. Ритмы польских танцев, характерные мелодические обороты, лирические «Песня об умирающем лебеде» и ноктюрн «Лунный свет» напоминают о том, что Римский-Корсаков был горячим и преданным поклонником Шопена, которому и посвящена эта опера.

В «Сервилии» Римский-Корсаков предстает истинным европейцем, просвещенным, но не педантичным. Как можно было назвать скучной эту свежую музыку? Хотя единственный популярный фрагмент – это ария Сервилии, не стоит искать причину в недостатке запоминающихся мелодий. Вокальные партии строятся на коротких «речевых» фразах, которые расцвечивают новыми красками плотную оркестровку. Если солист пытается петь над оркестром, вместо тембровой слитности звукового потока возникает ощущение фрагментарности пестрого тематического материала. Не удалось избежать этого недостатка и исполнителям главных партий – стипендиатам Программы Аткинс Ангелине Ахмедовой, Дмитрию Григорьеву, Александру Михайлову.

Глядя на молодые лица, невольно вспоминаешь, на исполнительские силы какого уровня рассчитывал автор. Первой в партии Сервилии вышла на сцену легендарная Валентина Куза – обладательница большого, звучного драматического сопрано. Современники отмечали феноменальное богатство нижнего регистра ее голоса. Без этого качества нелепо даже мечтать о партии, в которой певице уготованы столь серьезные испытания.

Даже знаменитая ария Сервилии на сей раз прошла незамеченной. Это было, скорее, неудачное конкурсное выступление, а не композиционный центр, поэтическая кульминация третьего действия оперы. Ангелине Ахмедовой можно было бы простить недостаток мастерства, но лишенный очарования голос звучал тускло, однообразно, бесцветно. Неуверенность исполнительницы центральной партии отчасти искупили героини второго плана. Даже скромная партия кормилицы Антонии, исполненная Эвелиной Агабалаевой, прозвучала куда убедительнее и ярче. Волшебницу Локусту превосходно спела Анна Кикнадзе, чей густой мрачный тембр пугал темными красками и завораживал. Что касается мужских ролей, в их распределении также ощущался серьезный дисбаланс отнюдь не в пользу главных партий, порученных стипендиатам Программы Аткинс. Больше всего пострадали сложнейшие ансамблевые сцены, словно собранные на «живую нитку». Видимо, злую шутку сыграла несхожесть исполнительских школ, столь заметной была разница вокальных техник. Безупречен был хор Академии молодых оперных певцов. Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева в очередной раз поразил идеальной сыгранностью и невероятной пластикой стилистически выверенной интерпретации.

Приятно, что молодые певцы имеют большие преференции на сцене Мариинского театра. Сложная партия в долгожданной премьере, выступление под управлением маэстро Гергиева, участие в крупнейшем фестивале – воспользоваться уникальным шансом удается не каждому. Жаль, поскольку возможность услышать «Сервилию» вряд ли выпадет скоро. Впрочем, маэстро Гергиев всерьез думает о постановке «Сервилии» и «Пана воеводы». Последняя опера в особенности просится на сцену. Драматический накал такой силы в концертном исполнении встретишь нечасто. Это лучшее свидетельство великолепной вокальной и актерской подготовки воспитанников Академии Мариинского театра под управлением Ларисы Гергиевой. Исполнители главных партий Андрей Серов, Татьяна Старкова, Александр Трофимов и Екатерина Латышева смогли понять, прочувствовать и убедительно донести до публики абсолютно новую музыку. Валерий Гергиев доволен результатом: «Невероятное любопытство и творческий огонь, который пробуждает это любопытство, – главные источники силы русской музыкальной традиции, на которой нам посчастливилось вырасти».

Татьяна ЦВЕТКОВСКАЯ
Автор фото - Валентин БАРАНОВСКИЙ

20.03.2019



← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей