• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



Музыкальный фейерверк с Максимом Дунаевским

Музыкальный фейерверк с Максимом Дунаевским

16 января Московская консерватория фееричным концертом встретила юбилей династии Дунаевских - 115 лет со дня рождения Исаака Дунаевского и 70-летие Максима Дунаевского. Младший Дунаевский в этот вечер отметил юбилейные даты в кругу блистательных молодых артистов, на сцене Большого зала.

30 января 1900 г. (18-го по юлианскому календарю), в Украине, в городе Лохвица Полтавской области, в семье мелкого банковского служащего Цапе Йосефа Симоновича и Розалии Исааковны Дунаевских родился мальчик, названный Исааком. Семья Дунаевских была музыкальной (информация доступна в пару кликов) и способности юного Исаака к музыке не удивили и даже были одобрены. С переездом семьи в Харьков Исаак Дунаевский поступил в Харьковское музыкальное училище, а по окончанию его – в Харьковскую же консерваторию, закончил которую в 1919 году. С 1920-го Исаак Дунаевский композитор и дирижёр Харьковского русского драматического театра, где состоялся его композиторский дебют (музыка к спектаклю Женитьба Фигаро, тогда же, в 1920-м). Далее – Москва (1924), Ленинград (1929), снова Москва (1945). Годы (до самых последних дней в 1955-м) активнейшей вёрстки прекрасных музыкальных страниц не только отечественной, но и мировой музыкальной культуры. Оперетты, балеты, спектакли драм театров и фильмов обретали то звучание и тот особый нрав и характер, который, ещё при жизни автора (что, согласитесь, редкость во все времена), возводили его, автора, в ранг классика мирового масштаба.

Исаак Дунаевский

18 января 1945 г., в Москве, у Исаака Осиповича Дунаевского и Зои Ивановны Пашковой (балерины Большого театра) родился сын Максим. Последовав по стопам отца, Максим Дунаевский закончил теоретико-композиторское отделение Московской консерватории. Мог стать «серьёзным» композитором академистом, да ещё на первых курсах увлёкся театром, свёл дружбу с Аксельрдом, Рутбергом, Розовским. Ещё пока учился (в 1969) стал дирижёром театра им. Евг. Вахтангова. Так и пошёл по стопам отца…не соревнуясь, а продолжая. Его музыка не просто дополняла самый доступный пониманию вид искусства, но выводила его на новый уровень. Яркую, живую, органичную, музыку Дунаевского Максима, также, как и старшего Исаака, отличает многоплановая характерность и лёгкость восприятия. Все песни и мелодии их запоминаются, их хочется и слышать, и петь. Многие персонажи мы так и помним по написанным к ним песням-монологам, вспоминаем и напеваем, цитируем, переживая близкие героям чувства.

Говорить о Дунаевских можно бесконечно долго. Вот только нового ничего не открою, а пересказывать уже кем-то сказанное не хочу. Но могу рассказать о программе, подготовленной к юбилею отца и сына Дунаевских. Прежде, несколько слов о юбилее, как о «жанре». Круглые даты прекрасный повод и напомнить озаслугах, и встретиться с друзьями, и отметить покровителей, и примерить медали и ордена (которые часто в юбилеи и вручают). Потому стало негласной нормой в сценарии юбилеев закладывать имена, как минимум, соответствующие «величием» юбиляру.

Музыкальный фейерверк с Максимом Дунаевским

Отсюда и некоторая сложившаяся последовательность. Выход юбиляра; чтение телеграмм, сопровождаемые долгими поцелуями и реверансами; заздравные от коллег. Каждая из частей разбавляется креативом организатора (здесь уж как повезёт). Самая ожидаемая публикой обычно часть третья. Юбилей Дунаевских был в этом плане «ломкой стереотипов».

Проходило всё в Большом зале Московской консерватории. Что свободных мест не будет, стало ясно задолго до начала. Фойе кипело, жужжало, шуршало программками… Открыли двери концертного зала. АНШЛАГ! Ни в партере, ни в амфитеатре свободных мест нет. Заняты боковые, откидные, проходы. А люди идут и идут.

Третий звонок. Смотрители негромко увещевают проникающих в зал гостей «без мест» (как им удалось и удалось ли разместить всех страждущих?). Выходит Максим Исаакович. Раскланивается. Короткая «повестка дня» с зачитыванием телеграммы от премьер-министра. Телеграмма зачитана, сказаны слова благодарности. Что дальше? А дальше….дальше, практически нон-стопом, музыкальный фейерверк, подготовленный молодыми музыкантами, для каждого из которых Максим Исаакович находит свои слова.

Слов было немного, ведь главным действующим лицом этой феерии был даже не юбиляр – Музыка. Её было много и разной. Джаз сменяли импровизации на классические темы Баха, бессмертный Паганини легко и непринужденно уступал место мелодиям танго. Дунаевские тоже звучали – тепло, душевно, иронично и страстно. Принимали так, что казалось, в зале на каждого по две пары рук.

Браво! 

Музыкальный фейерверк с Максимом Дунаевским

Уже на другой день после концерта нам удалось задать вопрос его Арсению Чубачину, автору идеи и продюсеру юбилейной программы.

– Арсений, здравствуйте! Это была очень красивая программа! Передайте нашу благодарность Максиму Исааковичу и расскажите, пожалуйста, о том, как удалось отойти от уже устоявшихся норма и создать такое прекрасное юбилейное шоу? Бенефисы и юбилеи относятся к таким уже устоявшимся жанрам.

– Спасибо большое за такой отзыв. Знаете, всё это оформилось в очень короткий срок. Ваша оценка мне особенно приятно, потому что мне посчастливилось стать не только организатором и арт-директором этого шоу, но также и автором самой идеи. Вы правы, это действительно, новый формат. И я счастлив, что это Максим Дунаевский её поддержал и одобрил, и доверил.

– А кто формировал программу? И всё же, планируя такой зал, сложно было решиться на отказ от громких имён и отдать сценическое пространство молодым и прекрасным, но всё же не слишком известным музыкантам?

Музыкальный фейерверк с Максимом Дунаевским

– Вы верно подметили насчёт молодости музыкантов, но заблуждаетесь относительно их недостаточной известности. Её пока не сопоставить с известностью Дунаевских, но в профессиональных кругах эти имена уже довольно хорошо знают. К слову, многие из участников концерта стипендиаты фонда культурных программ И.Дунаевского.

– А как формировалась программа?

– Мы просто предположили, что юбилей Дунаевских привлечёт и какую-то часть неподготовленной к серьёзной классической музыке публики и не хотели, чтобы они испытывали хоть какую-то неловкость. Отсюда переходы из классики в джаз и танго. Согласитесь, вышло действительно празднично.

– Феерично!

– Здесь что я ещё бы отметил. Сам концерт ведь был посвящён памяти Аллы Ландер, которая на протяжении 10 лет была президентом и двигателем множества проектов фонда Дунаевских. И многие номера музыки Исаака и Максима Дунаевских, которые прозвучали на этом концерте, создались благодаря Алле Ландер, благодаря ее фантазии и уникальной идее звучания песен в таких аранжировках.   

- Что же, нам остаётся ещё раз поздравить Максима Исаакиевича с юбилеем, пожелать ему доброго здоровья и долгих лет творческой активности и поблагодарить Вас за незабываемый вечер.

- И вам также большое спасибо. Надеюсь на новые встречи.

Елена Танха

Фото Елена Арт


← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей