Новости |
«Все начиналось с фуэте…»
1 февраля выдающейся балерине Екатерине Максимовой исполнилось бы 75 лет. Она рано ушла от нас, «королева балета», «бэби Большого театра», хрупкая сильная женщина, покорившая своим искусством миллионы зрителей…В память о балерине накануне её юбилея сотрудники Театрального музея имени Бахрушина открыли выставку «Все начиналось с фуэте...».
«Чего Вы ждете от жизни? Чего хотите? - Танцевать, танцевать, танцевать....». И она танцевала - всю жизнь, очаровывая детской искренностью, живостью, артистизмом... Она ушла от нас в возрасте 70-ти лет, успев в жизни очень многое. Черно-белые фотографии, эти застывшие мгновения пронзительного совершенства, безупречной грации, ведут с нами диалог-повествование: как в домашнем альбоме – детские годы...Катя-подросток... учеба в Московском хореографическом училище, первые конкурсы, концерты, фильмы, спектакли...Танец, запечатленный в вечности. Будто она и не уходила...В залах экспозиции - трогательные, особенно-личные, обыденные вещи Кати Максимовой - балетные пачки, изящные платья, афиши к спектаклям, и даже трельяж, на котором словно брошены в спешке флакончики, расчески, зеркальце.
Трельяж – особенный, его передал музею супруг Екатерины Максимовой, народный артист СССР Владимир Васильев, а достался он Кате от бабушки, урожденной Гучковой, когда-то получившей его в подарок от самой Веры Комиссаржевской...
Скромный экспонат, притаившийся в углу комнаты, - рисунок-эскиз декораций к «Дон Кихоту», написанный самой балериной, особенно дорог Владимиру Викторовичу. «Он стоит незаметным, и может, есть в этом что-то общее с образом Кати, которая никогда не выделялась, не стремилась быть на первом плане, - вспоминает Владимир Васильев. – Каждый день я рисовал, рисовал, а Катя считала, что она в этом смысле бездарна. И наконец, я ее заставил, она взяла в руки кисть, краски и сделала эскиз. Это была первая и единственная работа, больше она никогда не прикасалась ни к краскам, ни к холсту. Теперь вы понимаете, почему для меня дорога эта работа. Это единственное, что ею было сделано в области живописи».
В подготовке выставки Владимир Васильев принимал самое активное участие, подарил музею костюмы, афиши, личные предметы из своей коллекции. Уникальные экспонаты предоставили Бахрушинский музей, Театр балета Наталии Касаткиной и Владимира Василёва, Кремлевский балет и киностудия «Ленфильм». Кураторы выставки постарались создать впечатление живого пространства, проникнутого искренностью и душевным теплом, которые так щедро излучала сама балерина. «При жизни ее любили все, казалось, не было ни одного человека, которого бы оставляло равнодушным то, что она делает на сцене, - обратилась к собравшимся на вернисаже главный хранитель Бахрушинского музея Ирина Гамула. – Люди живы до тех пор, пока мы о них помним. То, что мы делаем, - это маленькое звено в цепочке памяти, которое нас связывает. И я рада, что на сегодняшнее открытие пришло много людей, которые действительно любили ее, этого прекрасного человека. Про нее часто говорили: хрупкая маленькая женщина...Но забывали при этом, что у этой «хрупкой маленькой женщины» был поистине мужской твердый характер, который помог ей выстоять в этой тяжелой профессии, и каждый раз возвращаться на сцену после жестокой травли».
Хрупкость и изящество Екатерины Максимовой идеально дополнял атлетичный, сильный Владимир Васильев. Они создавали удивительно гармоничную пару и в жизни, и на сцене. «Катя и Володя – это понятие единое...теперь только половинка осталась, - с обезоруживающей простотой признался Владимир Викторович. - Два года не хватило до нашей золотой свадьбы, но всю жизнь, с 1949 года, мы находились вместе. Её уже нет рядом со мной, но она все ближе мне и ближе. Всё лучшее, что было прожито за нашу с Катей жизнь, что было нами станцовано, откладывается сейчас в моем сердце, сознании все ярче и четче, и я воспринимаю это гораздо острее. Я же не договорил с ней, мог бы сделать что-то еще...ласкать бы ее больше...целовать...обнимать...Это не уходит. Это, наоборот, все больше и больше входит в тебя».
Своими воспоминаниями о Екатерине Максимовой поделились заслуженный артист России Виктор Барыкин, заслуженный деятель искусств России, художник Виктор Вольский, ученица Екатерины Сергеевны балерина Марианна Рыжкина, заслуженный артист России Геннадий Янин.
«Знаете, в чём сила, величие танца Максимовой? Когда смотришь балет в записи, часто видно, что эти съёмки сделаны уже достаточно давно. Глядя, как танцует Максимова, можно сказать, что это снято вчера, и сегодня танцуют совершенно так же, и никто не шагнул вперёд», — завершил своё признание Екатерине Максимовой Геннадий Янин.
Выставка открыта до 23 февраля 2014 года.
Ирина ШЫМЧАК
Фото автора
Анонсы |
-04.02.25-
-07.06.25-
-14.06.25-