• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



15.11.2020

Законы жанра или
Преодоление социальной дистанции
на манеже цирка

Классическая оперетта в афише фестиваля «Видеть музыку» обычно уступает место мюзиклу. Тем радостнее было увидеть в программе V фестиваля самый что ни на есть «хит» жанра – «Принцессу цирка» И.Кальмана. История Мистера Икс предстала в трактовке театра оперы и балета Республики Коми ярким и зрелищным современным спектаклем, вызвавшим настоящий восторг московской публики, заполнившей (разумеется, с учетом всех положенных ограничений) зал театра Новая Опера. Поставил «Принцессу цирка» главный режиссер театра Илья Можайский, художник-сценограф – Юрий Самодуров, художник по костюмам – Наталия Кравченко, балетмейстер-постановщик – Евгений Жильцов, художник по свету – Нелли Сватова, хормейстеры – Ольга Рочева и Алла Швецова, видеоконтент – Евгений Недокушев. Московским спектаклем дирижировал главный дирижер театра Роман Денисов.

Мистер Икс - Андрей Ковалёв, Пеликан - Геннадий Муралёв

Спектакль - именно результат сотворчества всей команды театра, его составляющие находятся в гармоничном единстве и он оставляет ощущение удивительной легкости и естественности. Жанр классической оперетты, особенно для современного зрителя, предельно условен. Все персонажи – в строгих рамках амплуа, а сюжет обязан развиваться в обязательном соответствии канонам: финал второго акта – кульминация драмы, финал третьего акта – хэппи-энд. И вдруг оказалось, что эта условная, практически сказочная история, следуя традиционному сюжету, разумеется, не изначального либретто, а его русско-советских версий, точнее, даже знаменитого фильма 1958 года, может быть современной, захватывать происходящим, удивлять коллизиями, свойственными нашему времени, и, самое главное, заставлять сопереживать. Впрочем, постановщик спектакля Илья Можайский «прошелся» по тексту, во многом осовременив его чисто лексически, «добавив» интриги и динамичного развития сюжету, убрав некоторые эпизоды, а некоторые – поменяв местами. И в истории любви загадочного циркового артиста и аристократки очень четко зазвучала тема не просто неравенства, а настоящей пропасти, которая разделяет разные социальные слои общества. Это, к слову, и есть та самая  пресловутая социальная дистанция (а вовсе не расстояние между людьми в публичных местах). Герой может быть сколь угодно прекрасен и благороден, но если он не принадлежит к «избранному кругу», то, как поет красавица Теодора, есть преграды, которые не надо нарушать, потому что так заведено. Увы, и сегодня такая позиция не перестала быть актуальной… В спектакле эта коллизия нарочито подчеркнута чисто внешне. Представители светского общества - в потрясающе красивых белых монохромных костюмах, они словно сливаются друг с другом, а цирковые артисты - в цветных, будто вмещающих все краски, каждый – индивидуальность, каждый – настоящий. Отлично проработаны персоналии в цирковой «массовке» - характеры каждого заданы четко и так же четко воплощены.

Теодора – Дарья Гапонова

Оказалось также, что следуя канонам старого жанра, тем не менее можно создавать современное зрелище в самом хорошем смысле этого слова, яркое, динамичное, эффектное, с захватывающей визуальной составляющей, когда декорации дополнены продуманными видеопроекциями и настоящей игрой света. Манеж – основное место действия. Он и цирк, и яхта, и гостиница с рестораном «Зеленый попугай», а вообще-то он – это жизненный круг…

Да старый сюжет наполнен современными смыслами, и это прекрасно.  Но главный герой спектакля – это, бесспорно, музыка Кальмана, такая знакомая, но словно заново открытая оркестром под управлением Романа Денисова. Его работа заслуживает самых высоких похвал, звучание оркестра объемно и масштабно, так и хочется сказать, «оперно». Экспрессия сочеталась с лирикой, богатством нюансов, чуткой подачей певцов, с которыми был достигнут отличный баланс, что не всегда бывает при «подзвучке». Следуя современным трендам, в спектакле используются микрофоны, и следует отметить также и работу звукорежиссера – все очень тактично, без «пережимов».

Мари- Анастасия Морараш, Тони – Михаил Ярмольский

В этом спектакле театр снова продемонстрировал замечательный ансамбль солистов, существующих на сцене естественно и органично, вокализирующих легко и с удовольствием, и так же легко и свободно двигающихся и танцующих. Они привнесли в традиционные амплуа искренность переживаний своих персонажей и увлекли настоящей сценической заразительностью.  Ровность исполнительского ансамбля, представленного силами собственной труппы, - большое достоинство театра из Сыктывкара, которое уже не раз отмечалось, в том числе и нашим изданием. Хорош собой и благородно сдержан Мистер Икс - Андрей Ковалев, обладатель красивого баритона теплого тембра, настоящий романтический герой, как он должен быть. Практически невозможно было поверить, что вечером ранее он предстал в образе фанфаронистого солдафона Белькоре в «Любовном напитке» Доницетти (театр привез на фестиваль два спектакля, об опере Доницетти читайте на нашем сайте). Теодора – Дарья Гапонова, истинная героиня, бесспорная примадонна, красавица, с ярким и светлым голосом, в котором может быть и холодная отстраненность богатой аристократки, и искреннее чувство полюбившей женщины. Лирической паре в классической оперетте обязательно должна сопутствовать пара лирико-комическая, и ее с поистине бравурным блеском воплотили Анастасия Морараш (Мари) и Михаил Ярмольский (Тони). И, конечно, должна быть пара просто комическая, как правило, возрастная. В ролях Каролины и Пеликана Антонина Белоброва и Геннадий Муралев показали, что такое настоящий опереточный «каскад». И, уже несколько отойдя от первоисточника, Илья Можайский решил, что отрицательных персонажей тоже должна представить пара, так у барона Кревельяка (Анатолий Журавлев) появилась даже не секретарша, а доверенное лицо – некая мисс Пуассон (Яна Пикулева). Они искусно плели интриги, ведь мисс Пуассон была хорошо «мотивирована» к компрометации главных героев, ее целью было занять то место рядом с бароном, на котором он так безуспешно хотел бы видеть Теодору. Интересно, что и в абсолютно гротесковых героях проявились хорошо узнаваемые и реальные человеческие характеры.

Каролина - Антонина Белоброва, Пеликан – Геннадий Муралёв

Фрагмент смертельного циркового номер Мистера Икс мы, скорее, угадываем в отдаленной видеопроекции. Но настоящий блистательный цирковой номер в спектакле присутствует – артисты театра огненных и цирковых искусств «Power of Fire» показали виртуозную акробатическую феерию с необыкновенными световыми эффектами.

           

Надежда КУЗЯКОВА

Фото предоставлены
Государственным театром оперы и балета Республики Коми

15.11.2020



← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей