• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



К 90-летию Леонида Когана

ЛЕОНИД КОГАН. Пароль, открывающий сердца

Леонид Коган. Блистательный скрипач и педагог. Его имя, так же, как и имя Давида Ойстраха, стало одним из главных символов знаменитой советской скрипичной школы. Тем, кто имел счастье вживую слышать его игру, никогда не забыть этих ошеломляющих, чувственных, проникающих в самое сердце звуков…Помнят об этом выдающемся музыканте и в Московской консерватории, в стены которой он вошел сначала как студент, год за годом трудился как преподаватель, а затем и возглавил кафедру скрипки. К 90-летию Леонида Когана в Московской консерватории организовали и провели фестиваль, стартовавший 12 ноября, накануне дня рождения гениального скрипача.  В фестивальных концертах приняли участие известные исполнители, среди которых Дмитрий и Даниил Коганы, Кристоф Барати, Александр Тростянский, Гайк Казазян, Нина Коган, Александр Песканов, «Брамс-трио», Московский государственный академический симфонический оркестр под управлением Павла Когана и многие другие.

Михаил Плетнев

Концерт 29 января, в котором выступили Вадим Репин, Виктория Корчинская-Коган и Российский Национальный Оркестр под управлением Михаила Плетнева, стал прекрасным завершающим аккордом фестиваля и роскошным подарком меломанам.

Он повторял – «Я хочу играть так, как чувствую». Именно это и стало определяющим в этот вечер – чувственность музыки. И программа, идеально подобранная в тон событию, и исполнители – все сыграло свою роль и создало то самое состояние, когда после концерта внутри плещется радость и хочется взлететь. Сам Коган говорил о цели своих выступлений: «Мне хочется, чтобы слушатель испытал максимальный душевный подъем и полное эстетическое удовольствие, которое испытываю я, исполняя произведение на сцене». Пожалуй, к тем, кто в этот вечер владел сценой Большого зала, это высказывание можно отнести в полной мере.

Виктория Корчинская-Коган

В первом отделении концерта на сцену вышла пианистка Виктория Корчинская-Коган, представительница третьего поколения выдающейся музыкальной династии Коганов. Для исполнения Виктория выбрала 2-й концерт Брамса для фортепиано с оркестром (кстати, впервые 16-летний Леонид Коган вышел на сцену Большого зала именно с произведением Брамса, правда, с концертом для скрипки с оркестром).

Второй концерт – одно из самых совершенных творений великого романтика. Состоящее из четырех частей произведение скорее напоминает грандиозную романтическую симфонию, чем классический концерт. «Это произведение исполнено удивительной ровности, эллинистической ясности», - писал о нем немецкий музыковед Карл Гейрингер. Фортепианная партия – необычайно сложная, разнообразная по рисунку и совершенная по фактуре. Виктория Корчинская-Коган с ней справилась великолепно. Волнующее совершенство – так бы я охарактеризовала то, что преподнесла нам пианистка.

И первая часть, многогранная, проникновенная, лирическая Allegro non troppo, и вторая, страстная, бурная, чувственная Andante appassionato, и третья – Andante Più adagio – свободно льющаяся, мерцающая в легких оттенках грусти и нежности, с  философскими размышлениями, и четвертая, финальная – Allegro grazioso- танцующая, стремительная, изящная и немножко хулиганская (в ней отчетливо проскальзывает тема «венгерских танцев») – прозвучали в исполнении Виктории и Российского национального оркестра лучезарно и светло, словно и солирующее фортепиано, и оркестр были одним целым, а целое это стремилось передать нам, зрителям, всю потрясающую брамсовскую фееричность и переливчатость звука так, как оно его чувствовало. К слову сказать, есть один такой эталон исполнения Второго концерта – в записи, правда, причем записи 1940 года в Карнеги-холле, с божественным Горовицем и дирижирующим Артуро Тосканини – к этому исполнению Плетнев с РНО и Корчинская-Коган оказались очень близки.

Российский национальный – потрясающий оркестр с удивительно благородным, теплым, солнечным звуком. Каждый раз, слушая в его исполнении любое произведение, наслаждаешься работой всех групп и высочайшим профессионализмом.

Вот и во втором отделении концерта, которое открыла прокофьевская Симфоническая сюита из музыки балета «Ромео и Джульетта», соч. 64, и продолжил опять же прокофьевский Концерт № 1 для скрипки с оркестром ре мажор, соч. 19, с солирующим Вадимом Репиным, РНО продемонстрировал всю мощь своих возможностей – благо, было в чем.

Сейчас верится с трудом, что когда-то про балет Прокофьева «Ромео и Джульетта» ходила эпиграмма – «Нет повести печальнее на свете, чем музыка Прокофьева в балете». В Большом театре, с которым у композитора был заключен договор на создание музыки к балету, представленное произведение назвали непригодным для танцев и отказались принять…Мало надеясь на то, что балет «Ромео и Джульетта» будет поставлен, Прокофьев еще до мировой премьеры составил из его музыки симфонические сюиты, которые вскоре с большим успехом были исполнены в симфонических концертах. В этот вечер нам представили оригинальный цикл, составителем которого выступил сам Михаил Плетнев, объединивший номера из всех трех авторских вариантов.

РНО Михаил Плетнев

В бесконечно прекрасном океане музыки оркестр плескался с видимым удовольствием, то выныривая на мощном величественном форте в «Монтекки и Капулетти», то погружаясь в нежнейшее пиано в «Утренней серенаде». Маэстро Плетнев, одновременно пребывая в двух (а то и более) измерениях – в своем собственном воображении, бесконечном и таинственном мироздании гения, и в нашем бренном мире – на сцене Большого зала, за пультом РНО, явно наслаждался послушностью оркестра, его чуткостью и гибкостью. Оркестранты ему не уступали: в безукоризненном следовании жестам маэстро, в слаженном взаимодействии и гармонии всех групп прослеживалась полная самоотдача и восхищение прокофьевским шедевром. Хороши были все группы, но медные духовые – настолько выразительны, что дух захватывало от восторга. Немного переждав обрушившуюся на них овацию благодарных зрителей, РНО и Михаил Васильевич перешли к третьей части концерта – с Вадимом Репиным.

Вадим Репин, Михаил Плетнев

Любимец публики виртуоз Вадим Репин – без преувеличения, великий скрипач. Звучание его скрипки узнаешь с закрытыми глазами. Как это происходит, и почему звуки, извлекаемые Вадимом из своего Гварнери дель Джезу, вызывают ответные вибрации в сознании и где-то там, в глубине твоего естества – тайна неразгаданная, как и в случае с его великим предшественником, Леонидом Коганом. Но параллели эти возникают не случайно…И Коган, и Репин стали обладателями престижнейшей в мире награды, одержав блистательную победу на Конкурсе имени королевы Елизаветы в Брюсселе (с разницей в 38 лет). Когана называли «Паганини XX века», Репин – безусловно «Паганини XXI века». Да и в манере игры можно заметить что-то общее: невероятная эмоциональность, мягкость и сила звука, во всей его многоликой красочности и ошеломляющей красоте. Этот звук властно захватывает и томит, дразнит, ласкает, обволакивает нежностью, пронзает болью, вырывает душу и водворяет ее обратно. Это что-то невероятное. Собственно, именно то, что называется – гениально. И как же символично, что именно Вадим Репин закрыл фестиваль памяти Леонида Когана.

Вадим Репин

Возвращаясь к концерту. Первый скрипичный концерт, одно из самых солнечных и искрометных произведений Прокофьева, был написан в 1917 году. «Сочинением, которое заставило себя полюбить и через себя вообще Прокофьева, оказался для меня Первый скрипичный концерт, - признавался Святослав Рихтер. - Позже я встречал многих людей, у которых любовь к Прокофьеву также началась с этого сочинения. Мне кажется невозможно, любя музыку, остаться им не захваченным. По впечатлению можно сравнить с тем, когда первый раз весной открывают окно и первый раз с улицы врываются в него неугомонные звуки...». Захватил Первый концерт и публику в Большом зале –вибрации скрипки раскачивали душу, как качели, то вознося ее вверх, в блаженство, то швыряя вниз, в острые стаккато боли…Лиричное, тонкое, поэтичное исполнение Вадимом и РНО этого прокофьевского шедевра увлекло, создало какое-то особое настроение и оставило светлое щемящее послевкусие.

Вадим Репин

И опять же, поддержка солиста оркестром оказалась настолько естественной и гармоничной, что зрителю оставалось только с восторгом принимать это завораживающее действо, не препарируя впечатления – «здесь партия скрипки прекрасна, а тут флейты хороши…а вот соло виолончели…». Не было отдельных групп, фрагментов и частей. Был Концерт. Во всей его целостной красоте. И за это огромное спасибо Вадиму и РНО, которых так бережно, филигранно, можно сказать, ласково, вел маэстро Плетнев. Достойное приношение великому Артисту.

В завершение хочется поблагодарить Московскую консерваторию за то, что в этих стенах хранят память о выдающемся музыканте. За организацию фестиваля, за то, что теперь в галерее выдающихся консерваторцев есть и бюст Леониду Когану. «Само имя этого артиста сближало даже незнакомых между собою людей, становилось своеобразным паролем, открывающим сердца», - писал о нем Родион Щедрин. Пароль этот открывает сердца по-прежнему. Главное – желание оставаться открытым.

Ирина Шымчак

Фото автора


← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей