• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



13.03.2021

Звездная энергия.

6 марта в Михайловском театре в Санкт-Петербурге состоялся по-настоящему праздничный и, несомненно, грандиозный концерт звезд мировой оперы. Само слово «звезда» от частого употребления может и нивелировать свое значение, но не данном случае. На сцену Михайловского вышли ярчайшие российские артисты, блестящая международная карьера которых - непререкаемый факт. Аида Гарифуллина, Ильдар Абдразаков, Василий Ладюк и Алексей Татаринцев представили блестящую программу настоящих оперных хитов. Оркестром Михайловского театра дирижировал Михаил Татарников, в концерте также принимал участие хор театра.

Михаил Татарников

 

Концерт был организован Фондом поддержки классического музыкального искусства F.E.S. Фонд F.E.S. в России среди культурных институтов появился недавно, это организация совсем молодая, но ставящая перед собой серьезные и даже амбициозные цели. Они декларируются как создание деятельности, направленной на развитие музыкальной культуры и искусства, личностное развитие и духовное воспитание, поиск и развитие молодых талантов, реализация благотворительных программ для улучшения деятельности учреждений культуры, для помощи людям, которые заняты в сфере культуры. Разумеется, работа таких независимых негосударственных фондов очень важна, особенно в условиях, когда отрасль понесла существенные потери из-за эпидемиологических ограничений. И успех этой работы очень во многом зависит от того уровня, который демонстрирует новый институт на первом этапе своей работы. Думаю, у многих в памяти концерт-презентация Фонда, который состоялся в ноябре прошлого года также с привлечением «топовых» российских оперных имен, продемонстрировав, что F.E.S. задает по-настоящему высокую планку. Стоит отметить, что буквально накануне весеннего концерта в Михайловском Фонд провел еще один концерт, в Малом зале Санкт-Петербургской филармонии, с участием преимущественно молодых певцов и с непростой программой камерной вокальной музыки, которая включала произведения Берга, Шумана и Свиридова (в концерте участвовали сопрано Елене Гвритвишвили и Эвелина Смолина, меццо-сопрано Дарья Телятникова, баритон Ефим Завальный, партию фортепиано исполнила Ребекка Магомедова). Это реальный вклад в то самое развитие молодых талантов, которое декларируется F.E.S., ведь значение камерного репертуара для творческого развития вокалиста очень важно, а современная филармоническая практика предоставляет для этого не так много возможностей, камерные вокальные программы если и появляются в афишах ведущих концертных залов, то преимущественно с участием самых известных певцов, иначе вопрос заполняемости зала будет довольно-таким острым.

В звездном гала-концерте 6 марта также приняли участие совсем молодые солисты – сопрано Эвелина Смолина и тенор Клим Тихонов. Хотя выходить на одну сцену с именитыми коллегами очень волнительно для певцов, начинающих карьеру, для них это -  отличный шанс проявить себя, а для публики – открыть новые имена.

Как уже говорилось, программа состояла в основном из настоящих хитов, популярнейших арий из русской и мировой оперной классики. При этом она была очень хорошо выстроена, с четкой внутренней динамикой и своей драматургией. В калейдоскоп арий оказались очень органично включенными как драматичная сцена Виолетты и Жермона из «Травиаты», увертюра и хор рабов-иудеев из «Набукко» Верди, «Половецкие пляски» из оперы Бородина «Князь Игорь», так и «неоперные» «Рассвет» Леонкавалло и романс Рахманинова «Здесь хорошо». Солисты явно получали удовольствие от исполнения произведений, которые любимы ими не менее, чем публикой. Не будет преувеличением сказать, что певцы предстали во всем блеске своих дарований, пиршество вокала было абсолютным.

Аида Гарифуллина – одна из самых ярких примадонн нового поколения, певица со стремительно и успешно развивающейся карьерой. У нее лирико-колоратурное сопрано очень красивого светлого и в то же время насыщенного тембра. В концерте Аида показала разные грани своего таланта – торжествующее «итальянское» звучание в «Рассвете» Леонкавалло, прозрачные акварельные краски в рахманиновском «Здесь хорошо», почти невероятное сочетание остранённости и глубокого переживания в арии из «Русалки» Дворжака  и по-настоящему потрясла драматизмом в сцене Виолетты и Жермона с Василием Ладюком. Василий Ладюк находится просто в блестящей певческой форме, идеальная ровность звучания, кажущееся беспредельным дыхание, совершенство фразировки, богатство динамических оттенков, великолепно донесенное слово – будь то на итальянском или русском языке. Помимо Жермона, в исполнении Ладюка прозвучали Пролог из «Паяцев» Леонкавалло, ариозо Роберта из «Иоланты» Чайковского и ария Грязного из «Царской невесты» Римского-Корсакова.

Аида Гарифуллина

Василий Ладюк

Ильдар Абдразаков был великолепен в роскошном звучании голоса, вызвавшим ассоциации с колористически богатой живописью, некими мощными фресками. Захватывающей бесспорной самодостаточностью торжествующего вокала как такового в арии Мефистофеля (Бойто) и куплетах Тореадора («Кармен» Бизе), в каватине Алеко из одноименной оперы Рахманинова и арии князя Игоря показал глубину драматического постижения образов, это были практически мини-спектакли.

Ильдар Абдразаков

Алексей Татаринцев – уже признанный любимец публики, как это и положено тенору, обладающему голосом не только редкой красоты, но и настоящей вокальной харизмы. В его исполнении прозвучали романс Неморино («Любовный напиток» Доницетти), ария Ленского («Евгений Онегин» Чайковского) и песня Левко («Майская ночь») Римского-Корсакова. Солнечная звонкость и легкость звучания, разнообразие оттенков, «заливистость» верхних нот, проникновенное piano и замечательное мастерство филировки звука в сочетании с необыкновенной внутренней наполненностью артиста, сосредоточенностью на чувствах персонажа производят сильное впечатление.

Алексей Татаринцев

И вот в такой замечательной компании, как уже говорилось выше, достойно показались двое молодых солистов. Эвелина Смолина в арии Адины из «Любовного напитка» Доницетти порадовала красивым тембром, уверенным владением техникой и особой изысканной культурой звуковедения. Клим Тихонов успешно справился с романсом Молодого цыгана из оперы «Алеко», показав и голос, и музыкальность. Единственное – хотелось бы более яркого энергетического посыла, в бОльшей степени отвечающего характеру персонажа. Но тенор еще совсем молод, так что все, как говорится, впереди, а обещает он многое.

Эвелина Смолина

Клим Тихонов

Оркестр Михайловского театра под управлением маэстро Михаила Татарникова в этот вечер продемонстрировал, что есть настоящий оперный оркестр, тем более, в таком «хитовом» репертуаре – сочное, так и хочется сказать, «богатое» звучание, в котором при этом слышны все нюансы, чуткая «подача» певцов, единое дыхание с ними.

Финал концерта

Формат концерта очень тактично совместил академическую подачу с элементами шоу, сиюминутными (или хорошо подготовленными?:) импровизациями в сценическом поведении артистов. Так, Ильдар Абдразаков в финале знаменитой арии Мефистофеля «со свистом» предложил публике «подсвистеть» ему, на что аудитория откликнулась с энтузиазмом. А  в последнем номере программы, таком своеобразном «бонусе» - «Вечерней песне» Соловьева-Седого («Слушай, Ленинград…»), который исполняли все участники, - солисты включили фонарики своих мобильных телефонов, их примеру последовали зрители, и тот момент, который бывает присущ концертам популярной музыки, в академическом концерте вдруг оказался естественным, очень уместным (концерт все же позиционировался как праздничный!) и продемонстрировал полное единение сцены и зала.

Оформление концерта было осуществлено на основе технологии мэппинга, на задник и кулисы проецировались элементы оригинальной компьютерной графики, причем анимация создавалась в реальном времени на основе звука музыки. Так, темп произведения влиял на скорость вращения основных элементов композиции, а музыкальные кульминации - на распространение наплывов цветового градиента. И даже реакция публики (аплодисменты) также была анимирована в виде цветовых всплесков (режиссер мэппинга и всей концертной программы Алена Иванова).

Фонд F.E.S. расшифровывает свою аббревиатуру как Forma. Energia. Scæna. Поздравляя команду Фонда с несомненным успехом грандиозного гала в Михайловском театре, ожидаем дальнейших проектов, в которых традиционные формы будут обретать  на сцене новую созидательную и творческую энергию.

Надежда КУЗЯКОВА

Фото Алексея Смагина предоставлены
Фондом поддержки классического музыкального искусства F.E.S.

13.03.2021



← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей