Новости |
Дягилевский фестиваль экспериментально подтвердил теорию струн
Художники из Санкт-Петербурга Алена Коган и Вадим Гололобов создали визуальный проект «Экспериментальное подтверждение теории струн» в рамках Международного Дягилевского фестиваля — 2018. В проекте задействованы пять основных площадок фестиваля: Пермский театр оперы и балета, Органный зал, Частная филармония «Триумф», Дом Дягилева, завод им. Шпагина.
Теория струн — одно из направлений теоретической физики, претендующее на звание универсальной теории, объединяющей все знания о характере взаимодействий и свойствах фундаментальных элементов материи, из которых построена Вселенная. Теория основана на гипотезе о том, что все элементарные частицы и их основные взаимодействия возникают в результате колебаний ультрамикроскопических квантовых струн. Несмотря на математическую строгость и целостность теории, варианты экспериментального подтверждения теории струн пока не найдены. Этот образ взяли за основу петербургские художники Алена Коган и Вадим Гололобов.
Лиза Савина, куратор проекта:
— Экспериментальное подтверждение теории струн — это такой изящный оксюморон, потому что, как известно, теория струн не может быть подтверждена. Тема отлично коррелирует с тем, что мы ищем в искусстве. Теория струн — это идеальная теория всего, которая могла бы объяснить, как всё устроено. Так и культура пытается объяснить, как устроен мир, в том числе за пределами его эмпирического понимания. Струны, которые появляются на площадках, — попытка создать некую объединяющую структуру, которая представит культуру как непрерывный связанный процесс, которым она в общем-то и является.
Инсталляция представляет собой пучки струн или лучей разной длины, натянутых в пространствах основных фестивальных площадок. Всего более 37 километров полуторасантиметровых струн из специального полимерного материала. Эти мотивы будут появляться на разных площадках в ходе всего фестиваля.
Алена Коган, художник:
— Я математик-кибернетик по первому образованию. И это даёт мне возможность работать на стыке визуального проектирования и научных теорий. Теория струн для меня не абстрактное понятие. Я не только ее понимаю, но и переживаю визуально. Натянутая в пространстве струна — это сильный визуальный образ, который ложится на эстетическую и философскую концепцию всего моего двадцатилетнего творческого пути. Мне бы хотелось трансформировать пространство, в котором проходит Дягилевский фестиваль и визуализировать образ города, пронизанного и наполненного музыкой.
Вадим Гололобов, художник:
— Мы искали образ, который будет ассоциироваться с фестивалем, музыкой, искусством, и какое-то простое, но выразительное решение, которое объединило бы несколько совершенно разных зданий. Это легкое напоминание. Что-то блеснуло, затрепетало от ветра — и прохожий вспомнил о главном городском событии — фестивале. Вот к этому мы стремились, создавая эти объекты.
Кроме того, художники также создают арт-объект «Глобус Сбербанка», который появится возле одного из зданий банка, при поддержке которого реализован проект.
Дягилевский фестиваль в этом году пройдет в 12-й раз и представит разные направления, жанры, стили и форматы. Будет звучать старинная музыка и продолжатся исследования актуальных музыкальных тенденций, неожиданные авторские трактовки будут соседствовать с академичным исполнением, ночные события будут сменяться утренними концертами. Фестиваль займет 11 дней в середине июня и около десяти городских площадок. Откроется фестиваль 14 июня премьерой драматической оратории Артюра Онеггера «Жанна на костре» в постановке Ромео Кастеллуччи. Музыкальный руководитель постановки и дирижер — Теодор Курентзис.
13.06.2018