• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


04.09.2018

Как говорить о старине по-новому

Как говорить о старине по-новому: опытом на лекции-открытии Академии старинной оперы поделился режиссёр Георгий Исаакян.

Георгий Исаакян

В Детском музыкальном Театре имени Наталии Сац открылась Академия старинной оперы Opera omnia. В её обширную программу входят мастер-классы и различные занятия, результатами которых должны стать концерт участников Академии 6 сентября и российская премьера оперы Генри Пёрселла «Король Артур» 12 и 13 сентября (начало в 19:00, Малая сцена Театра Сац, вход свободный). За две недели занятий в Академии стажирующиеся осуществят постановку этой редкой партитуры под руководством шефа и одного из инициаторов этого проекта – исследователя старинной музыки, арфиста Эндрю Лоуренса Кинга. А художественный руководитель Театра Сац Георгий Исаакян предоставил начинанию Кинга сцену, включив мероприятия Академии в творческий план не только Театра Сац, но и возглавляемого им фестиваля «Видеть музыку». И сам открыл Академию увлекательной лекцией о режиссуре в старинной опере.

«Кто-то, возможно, найдёт в мастер-классах, лекциях и сценических проектах Академии старинной оперы что-то своё, а кто-то – что-то чужое, что сможет вдохновить», - в таком ключе, с доброй иронией к современности и смелой свободой в суждениях о старине, Исаакян на едином дыхании держал почти полный зал Малой сцены Театра Сац на протяжении двух часов лекции «Режиссер в барочной опере в современном музыкальном театре». И неудивительно, ведь его рассказ давал пищу для размышлений не только об опере и режиссуре, но и был полон самых любопытных социо-культурных экскурсов. А тезисы о специфике старинных оперных партитур сопровождались примерами из совместных постановок Георгия Исаакяна и Эндрю Лоуренса Кинга в Театре Сац.

Эндрю Лоуренс Кинг

Будучи прекрасным знатоком ренессансного и барочного оперного искусства, Исаакян предлагает воспринимать старинную оперу как часть огромного архипелага под название «Большая опера». Ведь многое, что составляет специфику старинной оперы, отразилось впоследствии не только в классико-романтическом театре, но и в музыке нового времени и даже в авангарде. В свою очередь, сегодня и старинные партитуры стоит рассматривать вовсе не как музейный раритет. Ведь старинные тексты предоставляют максимальную свободу в выстраивании временных мостиков, в придании происходящему новых смыслов. Режиссёр предложил слушателям представить, как было бы возможно вести высокий диалог о духовном и плотском в осуществлённой им постановке оперы «Игра о душе и теле»? Ведь сегодняшний зритель абсолютно далёк от той богобоязненности, уверенности в существовании загробного мира и небесных кар за свои земные грехи, что составляло основополагающее место в эстетике барокко. И сегодня невозможен аутентичный барочный театр, потому что нет его главного ингредиента – барочного зрителя. Современные постановки старинных опер воспринимает человек нашего времени! С современными представлениями об исполняемом тексте. Поэтому в ещё одной, поставленной Исаакяном и Кингом, старинной опере, на этот раз, представляющей испанское барокко, - сарсуэле «Любовь убивает», масса намёков, зашифрованных и в сценической, и в музыкальной партитуре остаётся просто без внимания. Мог бы возникнуть смысловой вакуум, растерянность или скуса, из-за неясности к чему и о чём эта музыка. Но этого не произошло, ведь постановщики вложили в имеющиеся тексты новые смыслы.

Однако, означают ли поиски новых смыслов надругательством над традицией? Георгий Исаакян уверен, что необходим поиск золотой середины между каноном и свободой, регламентом и творчеством. «Все великие в своё время взломали канон!», - замечает режиссёр, - «И об этом наш спектакль «Упражнения и танцы Гвидо» - опера Владимира Мартынова о средневековом мыслителе Гвидо Аретинском, главной целью которого было сохранить канон григорианского хорала, а в итоге, в результате придуманной им нотации, он сломал существующий канон и открыл новую музыкальную логику. Аналогично, компания безумцев в 16 веке задумала воссоздать античный театр, а в итоге придумала оперу!»

Говоря о принципах режиссёрского театра, Георгий Исаакян выделил наиболее близкую ему модель «театра-диалога», который базируется на стремлении поделиться и увлечь своим знанием и пониманием произведения. «Я не могу один восхищаться красотой этой музыки, мне необходимо показать эту красоту и восхитить ей всех!» Но не менее важно, погрузившись в стилистику, в эпоху, в «месседж» композитора, определиться со своим «месседжем». О чём ТЫ будешь говорить со зрителем СЕГОДНЯ? И важно найти точку пересечения между стилистикой произведения и СВОИМ посланием к СЕГОДНЯШНЕЙ публике. А зачастую личный «месседж» аннигилирует послание автора…

Важнейшем темой в оперном мире является вопрос о том, на каком языке должна исполняться опера: на языке оригинала или на том, который понимает вся публика? Пути решения этой дилеммы Исаакян предложил на примере своих постановок: использование закадрового текста, как в постановке Театра Сац оперы «Альцина» Фридриха Генделя, или размещение основных тезисов на мониторах, расположенных прямо на сцене, как будет в предстоящей постановке режиссёра оперы «Орфей» Клаудио Монтеверди. Больше секреты новой постановки Георгий Исаакян не раскрывал, но можно не сомневаться, что она будет знаковой. И потому, что сюжет о том, как человек оказался в аду, но сумел вернуться оттуда, символичен для Театра Сац. Ведь основавшая его Наталия Ильинична Сац тоже пережила свой ад – 17 лет сталинских лагерей, после которых ей удалось вернуться в столицу, в профессию и вновь достичь высот. И потому, что Исаакян признаётся в особом интересе к этой партитуре, говоря: «Орфей» Монтеверди – это любовь всей моей жизни». Режиссёр уже ставил эту оперу, когда являлся главой Пермского оперного театра. Но сейчас ожидается новая постановка. И, наконец, ещё одним знаменательным фактом является и то, что Георгий Исаакян представит премьеру накануне своего 50-летия. Постановка такого раритета - прекрасный подарок не только самому себе, но и многочисленным зрителям.

Зинаида Нестерова

Фото – Елены Лапиной

04.09.2018



← новости

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей