Новости


Подписаться на новости


06.01.2020

«Находиться во власти Рождества и чувствовать себя максимально свободно…»

10 января в концертном зале «Зарядье» покажут «Вертеп» Павла Карманова, грандиозную рождественскую мистерию.

фото Александр Панов

На основе канонических текстов и песнопений Карманов, современный композитор, пишущий актуальную музыку, выстроил действо, в котором принимают участие и академические музыканты, и авангардисты, и рокеры, и, естественно, фольклорные коллективы. За каноническую часть отвечает Андрей Котов и его ансамбль древнерусской духовной музыки «Сирин». «Сирин» уже давно играет перед зрителями народную драму «Смерть Царя Ирода». «Смерть Ирода» много веков подряд исполняли христославщики, ходившие по дворам и домам в Рождество. Ее оставили в неприкосновенности, потому что зачем менять то, что и так прекрасно. А вокруг – чего только нет. И колядки, и симфонический оркестр, и рок-группа, и яркое мультимедийное шоу. Мы поговорили с его участниками о том, какой вклад они внесли в представление и что для них значит «Вертеп».

Александр Маноцков, композитор:

— Как вышло, что известный музыкант, автор опер и симфоний произведений, играет роль Смерти в рождественской мистерии?

— Помимо сочинения музыки, я уже 15 лет выступаю в ансамбле древнерусской музыки "Сирин", и столько же играю Смерть в "Смерти Царя Ирода", которую мы каждый год показываем в концертах на Рождество. Эта театральная эстетика и техника мне близки, так что чувствую я себя вполне на своём месте. Кстати, весь "Сирин" состоит из людей известных, но дело не в известности, а в том, что в нашем пении должны проявляться личности; так что в ансамбле я просто один из поющих.

— Ваши любимые моменты в этом действе? Современная часть или традиционная?

— Традиционную часть мы шпарим практически "на автомате", так что есть время вслушаться в Пашины <Павла Карманова> фактуры вокруг. Они узнаваемо авторские, и прекрасно с нами сочетаются. Мне особенно нравится музыка во время пения кондака.

— У вашего Courage Quartet есть композиция «Над вертепом». Интересное совпадение.

— Да, у нас выходил в свое время альбом "Мама/Мамо/ მამა", а в нем песня, где цитируется украинская колядка. Потому и вся песня называется "Над вертепом". Я бы процитировал кусочек из русскоязычной части текста: "Здесь тепло от дыханья коровьего/ слышно веянье ангельских крил,/ вот младенец, мы выпили кровь его,/ а не поняли, что говорил". Рождество, как и любой христианский праздник, это и радость, и повод взглянуть на себя: мы-то кто такие, я-то кто такой, что это праздную?

Григорий Кротенко, контрабасист, комиссар «Персимфанса», знаменитого «оркестра без дирижера»:

— У «Персимфанса» репутация анархистов от академической музыке. Есть ли место в «Вертепе» для вашего анархизма или там все выверено и строго регламентировано?

— Мы боремся с хаосом на самой передовой линии. Наша энергия направлена исключительно на строительство, познание, открытие новых музыкальных глубин. Если бы все проявляли столько желания сыграть вместе, быть заодно, понять друг друга и уступить во имя общей цели, мир был бы гораздо добрее.

А «Вертеп», как любой классический миф, выдерживает любой нажим интерпретатора. Его конструкция настолько тесно связана с природой человеческого переживания, что можно чувствовать себя сколь угодно свободно и при этом находиться в его власти целиком.

— Известно, что, помимо игры в «Персимфансе», вы пишете рассказы. «Вертеп» подарил вам новые сюжеты для творчества?

— Я ничего не придумываю. Истории, в которые невозможно поверить, и есть самая голая правда. Поэтому иногда приходится скрывать подробности, чтобы правда не мешала вере. "Вертеп" - мощный и самый известный в мире сюжет. Рядом с историей Рождества случаи из моей жизни не кажутся даже смешными. Однажды я поехал в Стамбул в предновогоднюю неделю. 31-го должен был вернуться прямо к праздничному столу. Мои товарищи - Лёнчик и Воробей - обещали прийти в гости и принести с собой знаменитый холодец воробьёвской тёщи.

В Стамбуле выпал снег по колено. Аэропорт был парализован. В 00:00 я облил шампанским стойку "Аэрофлота", и меня отправили спать в гостиницу. Утром, когда я открыл глаза, увидел голубой Босфор, корабли на рейде. Солнце пялилось здоровым желтком, как ни в чём не бывало. Пальмы гнулись под гигантскими шапками снега.

Когда я вошёл в подъезд, услышал голоса моих друзей. Они не уходили с подоконника на лестничной площадки со вчерашнего вечера. Холодец стыл нетронутый на карнизе за окном.

— Чего еще ждать от «Персимфанса» в наступающем 2020-м?

— Мы получили грант Президента, его хватит на четыре концерта в зале «Зарядье», два симфонических и два камерных. Готовим "океаническую" программу, в которой собрали сочинения о воде - премьера фортепианного концерта Кевина Воланса "Пересекая Атлантику", "Море" Дебюсси и "Darks Waves" Джона Лютера Адамса. Этот концерт мы сыграем 7 марта. А в мае (31-го) покажем редко звучащую ораторию Бетховена "Христос на Масличной горе" вместе с хоровым ансамблем "Интрада" и его лидером Катей Антоненко.

фото Алексей Шанин

Сергей Клевенский, мультиинструменталист-виртуоз, мастер игры на духовых инструментах:

— В этом году вы первый раз выйдете на сцену с «Вертепом». Но с Котовым и Кармановым работаете далеко не впервые.

— Да, с Котовым уже был опыт сотрудничества. Андрюша — один из самых светлых музыкантов, с кем мне доводилось общаться. С Павлом мы встречались, знаю его как замечательного композитора и очень рад, что есть возможность поучаствовать в его версии рождественской мистерии.

— В «Вертепе» много самых разных, непохожих друг на друга музыкантов, и у каждого своя роль. Расскажите, о вашей.

— Моя роль — поддерживать песенную линию Серёжи Старостина игрой на волынке и при этом не ломать пространство, которое он выстраивает.

— Можно сказать, что это не только музыкальный опыт, но и духовный?

— Мне приходилось делать музыкальные вариации вертепа в разных составах и разных стилях. «Вертеп» Карманова наполнен гармонией и равновесием как музыкальным, так и человеческим! Это интересный опыт.

Руководитель Детского фольклорного ансамбля "Веретенце" Валерия Петрушина:

— В «Вертепе» находят себе место и академические музыканты, и рок, и фолк. А что внес в представление ваш ансамбль?

— Ощущение неподдельной радости и искренности. Дети поют колядки и славят Христа, как это делали наши бабушки и дедушки. Дарят ощущение настоящего праздника, предвкушение чуда, которое мы, взрослые, порой теряем за повседневными хлопотами.

— Как воспринимают дети то, что происходит на сцене?

— Им очень нравится находиться в одном музыкальном пространстве с замечательными музыкантами. Наслаждаться красотой музыки и видеть труд настоящих профессионалов. Для них это большой и бесценный опыт.

— Что вы думаете о той трансформации, которую произвел каноническим «Вертепом» Карманов?

— Вертепное представление показывали на протяжении многих веков. Сегодня оно имеет ещё одну интерпретацию, на мой взгляд, очень гармоничную, мелодичную и в духе нашей с вами современности.

Купить билет на нашем сайте

Информация предоставлена организатором концерта

 

06.01.2020



← новости

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей