• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


13.02.2020

Viva Mozart!

Финальный тур 14-го Международного конкурса имени Моцарта в номинации «фортепиано» состоялся 11 февраля в концертном зале Моцартеум в Зальцбурге.
Решением международного жюри во главе с мэтром европейской педагогики, профессором Павлом Гилиловым места среди финалистов распределились следующим образом:
 
1-я премия — Элизабет Ваглехнер (Австрия);
2-я премия — Су Еон Ким (Южная Корея);
3-я премия — Ю Нитахара (Япония).
 
 
Однако — да простят меня лауреаты — главными героями вечера стали всё-таки не они, а человек по имени Вольфганг Амадей Моцарт. Его музыка — увертюра к опере «Милосердие Тита», открывшая концерт в качестве представления оркестра «Солисты Зальцбурга» под управлением Тибора Боганьи, а затем исполненные финалистами три великих клавирных концерта: ре минор KV 466, до мажор KV 467 и для мажор KV 488, — оказали магическое воздействие на публику, заставив ее напрочь забыть о том, что она присутствует на музыкальном состязании. Временами у слушателей просто перехватывало дыхание, а в зале — особенно во время медленных частей — стояла такая абсолютная, завораживающая тишина, которая бывает только при исполнении божественной моцартовской музыки. Конечно, этому способствовал и легендарный исторический зал старого Моцартеума — одно из самых культовых, намоленных мест в мире классической музыки, повидавший едва ли не всех музыкальных гениев 20-го века и обладающий ни с чем не сравнимой аурой.
 
Финалисты в заключительном туре подтвердили не только высокий профессиональный уровень, но и свои индивидуальности, которые проявились очень отчетливо. Лауреат первой премии, австрийская пианистка Элизабет Ваглехнер (кстати, первая за много лет победительница из страны-организатора конкурса!) очаровала публику моцартовской поэзией и романтизмом — не случайно, помимо главного приза, именно ей достался приз зрительских симпатий по итогам голосования слушателей в зале сразу после финала. Лауреат второй премии, Су Еон Ким из Южной Кореи, не жертвуя деталями и эмоциональностью, прежде всего, подчеркивала идеальную моцартовскую архитектонику, совершенство целого, красоту форм и пропорций. А японский пианист Ю Нитахара остался верен своей свободной, почти импровизационной манере в агогике и фразировке — при общей верности моцартовскому стилистическому камертону. Иногда начинало казаться, что он не воспроизводит нотные знаки, написанные два с половиной столетия назад, а сочиняет, рождает вместе с автором музыку на наших глазах. Конечно, тем самым он частенько ставил довольно сложные ритмические и темповые задачи перед оркестром, но опытные зальцбургские музыканты под управлением Тибора Боганьи справились с ними с честью.
А в начале церемонии награждения лауреатов состоялось выступление японской пианистки Сейки Ишида, которая, напомним, завоевала специальный приз за лучшее исполнение во втором туре обязательного произведения, «Багатели» Кшиштофа Мейера.
 
На сей раз Сейка обогатила свою трактовку новыми красками, и великолепная пьеса польского мэтра зазвучала иначе — глубже, философичнее, драматичнее. Это в один голос отметили все, кто имел возможность сравнить интерпретацию пианистки во втором туре и в финальном концерте — и прежде всего, сам автор. Счастливый и растроганный Кшиштоф Мейер поднялся на сцену и лично вручил заслуженную награду Сейке Ишида — и это был один из самых ярких и эмоциональных моментов финального вечера.
Помимо солидных денежных премий (первая премия — 10 000 евро, вторая — 7 000 евро, третья — 5 000 евро), лауреаты получили множество других призов. Среди них и Новое полное собрание сочинений Моцарта (его обладательницей стала Элизабет Ваглехнер), и нотные издания и призы знаменитого издательства «Бэренрайтер», и приглашение на концертные серии, организуемые университетом Моцартеум… Кстати, не осталась без денежного приза и Сейка Ишида — за лучшее исполнение обязательной пьесы ей была вручена премия 500 евро от рояльной фабрики «Бёзендорфер», которая на эксклюзивной основе предоставила конкурсу свои замечательные инструменты.
 
Кроме того, как и было обещано, на финальном концерте присутствовали ведущие концертные агенты и импресарио Европы — так что можно не сомневаться, что очень скоро лауреаты подпишут серьезные контракты и за их карьеры можно не беспокоиться — по крайней мере, в ближайшие годы.
14-й Международный конкурс имени Моцарта в фортепианной номинации завершен. Буквально завтра в борьбу вступают валторнисты, а следующей встречи с конкурсантами-пианистами придется ждать теперь целых четыре года.
 
Главный итог конкурса — продолжающаяся жизнь моцартовского наследия, которое сегодня в руках молодых — музыкантов 21-го века. То, как они наполняют бессмертную музыку уроженца Зальцбурга новым дыханием, своим личным отношением, внушает радость и оптимизм.

13.02.2020



← новости

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей