• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


23.04.2020

Дистанционное обучение в классе специального фортепиано

Пианистка и педагог Екатерина Мечетина сформулировала ответы на часто задаваемые вопросы. Ответы основаны на ее собственном опыте и консультациях с коллегами, как в личном общении, так и на профессиональных форумах в соцсетях.

Вопрос: Какой способ урока выбрать: онлайн-игру, когда ученик и учитель находятся одновременно каждый за своим инструментом, и в режиме реального времени учитель может остановить ученика и сделать замечание, или же видеозапись ученика с последующими потактовыми (письменными или устными) комментариями учителя?

Ответ: Способ урока онлайн неизбежно влечёт за собой существенные искажения звука, становящиеся критичными для возможности оценки звукового результата преподавателем. Звук плывет, прерывается и тембрально имеет мало общего с оригиналом. Не принципиально, какой платформой для связи пользоваться – искажения присутствуют везде.

Но этот способ – единственно возможный для проведения урока с младшим школьником. По двум причинам: 1) репертуар младших детей простой, задачи ставятся конкретные, чаще всего скорость исполнения пьесы невысока, а владение звуковыми красками (и педалью, при ее использовании) находится на базовом уровне, вместе с тем 2) маленькому ребёнку намного привычнее находиться в прямом контакте с преподавателем, указывающим ему на ошибки здесь и сейчас и словесно помогающим их исправить.

Показ преподавателя на инструменте тоже может быть использован; визуально можно контролировать и корректировать посадку, постановку игрового аппарата и применение штрихов.
Способ же видеозаписи с комментариями может быть применён с малышами в том случае, если дома есть взрослый-музыкант, или, по крайней мере, способный помочь отработать замечания учителя.

Способ видеозаписи с комментариями несравненно информативнее с точки зрения качества записи и воспроизведения звука, особенно если при воспроизведении пользоваться наушниками. Именно поэтому видеозаписи применяются на отборах на международные конкурсы (а онлайн-прослушивания – крайне редко и только при условии профессиональной аппаратуры для трансляции игры участников).

У этого режима есть неоспоримые преимущества:

1) пока ученик сделает запись, которая удовлетворит его собственные требования, он УЖЕ проведёт работу над качеством своей игры и повысит уровень самоконтроля;

2) учитель имеет возможность значительно более тщательно вслушаться в детали игры ученика, переслушивать отдельные места, ставить запись на паузу, чтобы сформулировать замечание, не прерывая игры ученика; а ученик впоследствии имеет письменные комментарии учителя, с которыми можно сверяться постоянно (мы прекрасно знаем, как ученики часто запоминают не 100% замечаний).

Ученик может перенести комментарии в виде пометок карандашом в свои ноты.

Устные комментарии по телефону также возможны, но на заключительном этапе работы, когда уже основная работа среднего этапа выполнена и речь идёт о более глобальных задачах – форме, эмоциональном наполнении и т.д.

Для учителя этот метод НАМНОГО более энергозатратен, в том числе с точки зрения затраченного времени, особенно если подходить к делу тщательно, а не ограничиваться общими замечаниями; но и результат от него может в случае с талантливым и умным учеником приближаться к работе на обычном уроке.

Учитель может также отправлять записанные видеоролики с показом отдельных мест, так же, как мы это делаем на обычном уроке.

Этот способ я рекомендую использовать для учеников, начиная с 4-5 класса спецшкол.

В случае с учениками этого возраста (и соответственного репертуара) онлайн-прослушивание неинформативно и бесполезно, так как в исполнении уже слишком много деталей, искажение звука для восприятия которых является критичным (тембр звука, педализация и пр.)

Вопрос: Возможно ли при дистанционных занятиях по специальности повысить свой художественный уровень и уровень исполнительского мастерства?

Ответ: НЕТ. Все это вынужденная мера, призванная по большей части сохранить дисциплину и достигнутый прежде уровень у учеников и студентов в период, далекий от нормального течения жизни. Ни о каком творческом росте речи быть не может; напротив, мы наблюдаем сейчас явный эмоциональный спад у многих учеников, в обычной жизни бывших чуткими и горячо откликающимися на образную сторону исполняемой музыки.

Невозможно их за это ругать, но и считать это приемлемым невозможно – слишком резкий контраст в результате. Однако все мы сейчас находимся в непривычных условиях, плюс дети младшего и среднего возраста перегружены онлайн-занятиями в школе, которые неизбежно их переутомляют, вследствие чего трудно ждать от них творческих прорывов.

Впрочем, и вне связи с чрезвычайными обстоятельствами дистант-обучение не обладает той необходимой степенью эмоционального контакта между учеником и учителем, без которого невозможно развитие творческих способностей ученика.

Итак, дистанционное обучение в нашей сфере – это только лишь вынужденная мера и ни в коем случае не может быть применима как заменитель очного обучения.

*в случае других инструментов могут поменяться детали, но суть остаётся та же.

Classicalmusicnews.ru

23.04.2020



← новости

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей