Новости |
Кристиан Ярви выпускает ремейк великого балета Петра Чайковского
Всемирно известный дирижер, номинант «Грэмми» и важный постклассический композитор Кристиан Ярви вдохнул новую жизнь в балет «Спящая красавица», переписав его в виде драматической симфонии. Новая авторская версия великой музыки Петра Чайковского в записи оркестра Ярви Baltic Sea Philharmonic выйдет 13 ноября на авторитетном классическом лейбле Sony Classical.
Кристиан Ярви стоит во главе нового поколения музыкантов, которые создают пространство диалога между классикой и актуальной музыкой. Он на лету чередует амплуа изобретательного композитора, прогрессивного куратора и продюсера, а также дирижера-первооткрывателя, который с энтузиазмом берется за новейшие партитуры. Энергичный музыкант-новатор Ярви постоянно находится в фокусе внимания крупнейших медиа и премий: вместе с основанным им Absolute Ensemble его номинировали на «Грэмми», он получил «Гэммис» (шведский «Грэмми») за оперную пластинку, а критики The New York Times и вовсе увидели в нем преемника великого американского маэстро Леонарда Бернстайна.
Особенное место в творчестве Ярви занимает российская культура. Сын легендарного эстонского, советского и американского маэстро Неэме Ярви, Кристиан родился в Таллине. После эмиграции семьи в США он брал уроки фортепиано у Нины Светлановой. Он выступал в России с главными героями национальной исполнительской школы, включая пианиста Дениса Мацуева и альтиста Юрия Башмета, а также стоял за пультом Госоркестра имени Светланова, оркестра Мариинского театра, Российского национального оркестра. Специально для Башмета он написал фантазию «Белый дракон», которая после премьеры в 2019 году сразу же вошла в концертный репертуар альтиста-виртуоза.
Не случайно Ярви обратился и к великим балетным партитурам Петра Чайковского. В 2016 году на прогрессивном лейбле Sony Classical, заинтересованном в максимальном распространении классики в новых формах, он выпустил обновленную версию «Лебединого озера» — первое сочинение из трилогии Ярви-Чайковского, которая в будущем завершится балетом «Щелкунчик». Адаптировав балетную музыку Чайковского для концертных исполнений, Ярви выступил как интерпретатор русского классика. Сам композитор подчеркивает, что он не додумывает суть классических произведений, но создает современную и привлекательную оболочку для старых шедевров.
Ремейк балета «Спящая красавица» Ярви написал в виде захватывающей драматической симфонии. Вместе со своим оркестром Baltic Sea Philharmonic он с огромным успехом исполнял свою аранжировку этого балета во время турне “Nordic Pulse” по Литве, Латвии, Эстонии, Финляндии и России в 2019 году. Сразу после финала гастролей в Мариинском театре Ярви вместе с оркестром записал балет-симфонию в петербургском Доме Радио.
И на гастролях, и в студии Baltic Sea Philharmonic играл «Спящую красавицу» по памяти. Ярви объясняет это решение тем, что он хотел превратить оркестр в полноценного рассказчика. «Главным становится не чтение по нотам, а интуитивное самовыражение и формирование коллективного доверия к нашему природному уму», — объяснил музыкант. В том числе и поэтому драматической симфонии Ярви-Чайковского не требуется ни сценический нарратив, ни какое-либо стороннее объяснение: эта музыка буквально рассказывает сказку о спящей красавице языком звуков. Безусловно, огромную роль в кинематографической выразительности этой музыки сыграло и композиторское мастерство Ярви.
Трилогия заново аранжированных балетов Чайковского продолжит серию успешных коллабораций Ярви и Sony Classical. В 2016 году на лейбле вышел альбом “The Ring: An Orchestral Adventure”: концертная симфоническая интерпретация титанической оперной тетралогии Рихарда Вагнера «Кольцо нибелунга». На этой записи Ярви проявил себя и как блистательный дирижер, и как вдумчивый композитор-интерпретатор. В 2020 году при участии швейцарского скрипача Давида Небеля, Baltic Sea Philharmonic, London Symphony Orchestra на лейбле были выпущены скрипичные концерты Игоря Стравинского и Филипа Гласса.
«Великая музыка навсегда останется великой, но ее нужно постоянно обновлять, а не только интерпретировать во время исполнения. Превращение балета в драматическую симфонию — первый шаг на пути постоянного переосмысления, поскольку время меняется и технологии не стоят на месте. Мы должны давать этим шедеврам новую жизнь, модернизируя их, что можно назвать более сложной формой интерпретации. Этот процесс никогда не останавливался: Мендельсон делал оркестровые переложения сочинений Баха, Малер заново оркестровал Бетховена и Шумана, а сегодня Макс Рихтер и Стив Райх перерабатывают музыку Вивальди и Radiohead» - Кристиан Ярви.
Информация предоставлена пресс-службой SOUND UP
12.11.2020
Анонсы |
-19.04.24-
-20.04.24-
-26.04.24-