• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


17.03.2021

В Перми пройдет фестиваль аутентичной музыки

Пермская филармония в рамках 85-го юбилейного сезона впервые представляет с 21 по 31 марта фестиваль аутентичной музыки

Миссия и главная идея фестиваля – объединить в едином звуковом поле музыку различных эпох, показать их неразрывную связь, прочертить арку от старинной музыки – ренессанса и барокко через классицизм и романтизм к современной музыке – импрессионизму, конструктивизму, экспрессионизму и необарокко. Так гениальные произведения становятся спутниками многих поколений, проходят через века, ничуть не теряя своей привлекательности и глубины творческого замысла. Но время меняет нас и заставляет по-новому взглянуть на привычные и устоявшиеся каноны.

Филармония и ее резиденты представят музыку в аутентичном исполнении, связывая культурное пространство России c европейскими истоками. В рамках проекта пройдут выступления знаменитых музыкантов России – профессионалов высочайшего уровня в области исполнения старинной музыки.

Фестиваль откроется 21 марта в день рождения великого Баха изысканной музыкой немецкого барокко в исполнении солистов оркестра исторических инструментов Pratum Integrum под управлением виолончелиста Павла Сербина. Pratum Integrum в переводе с латыни означает «некошеный луг»: имеется в виду обширный репертуар XVII–XIX веков, в котором ещё много неизвестных и редких по красоте сочинений – их партитуры Павел Сербин и его коллеги до сих пор отыскивают в библиотеках и архивах.

В программе «Титаны барокко» будут представлены пьесы, которые ранее не исполнялись. К примеру, сочинения Г.-Ф. Телемана: Сюита для оркестра («польская») и Концерт для флейты, струнных и basso continuo D-dur, где солирующую партию исполнит лауреат многих международных конкурсов Ольга Ивушейкова, которая играет на барочной флейте-траверсо. От современного инструмента она отличается тем, что действительно сделана из дерева, на ней есть только маленькие отверстия, чтобы закрывать их пальцами, и только один клапан (на современной – их несколько десятков).

По словам Павла Сербина, эти сочинения не были изданы в XX веке, и Pratum Integrum первым подготовил их транскрипции для оркестра.

Также будет звучать музыка Баха и Генделя. Большинство их пьес знакомы широкой публике, к примеру, оркестровая сюита Баха – одно из самых известных его оркестровых сочинений. Но исполнена она будет в необычном виде, поскольку существует в двух версиях. Одна – с трубами и литаврами как пышная презентативная музыка. А Pratum Integrum исполнит ее более камерную версию для струнных.

Есть в программе и довольно изысканные вещи: специально для фестиваля Пермской филармонии Павел Сербин сделал транскрипцию итальянского клавирного концерта Баха для флейты с оркестром.

Второй день фестиваля (22 марта) вновь пройдет под знаком великого Баха. Для пермского фестиваля Александр Фисейский специально выбрал «Органную мессу» – произведение, имеющее авторское уточнение к названию: «любителям и особенно знатокам подобных дел во услаждение души изготовлено Иоганном Себастьяном Бахом». 

Один из самых авторитетных органистов России, профессор Российской академии музыки им. Гнесиных считает, что «орган требует полной самоотдачи, и даже самоотречения». А самые значительные события его исполнительской карьеры связаны именно с именем И.-С. Баха. Для Фисейского Бах – гениальный архитектор, сконструировавший свои опусы так, что каждая деталь в них обусловлена логикой целого. Играя музыку Баха, Фисейский ставит первостепенной задачей - достоверно передать замысел композитора. Он относится к числу музыкантов, представивших полную авторскую антологию органной музыки Баха. В Дюссельдорфе провел уникальную акцию, сыграл всего органного Баха в течение одного дня, этот «органный марафон» вошел в Книгу рекордов планеты.

В третий день фестиваля (26 марта) Пермская филармония приглашает на вечер музыкантов из Санкт-Петербурга: Театр исторического танца «Малый Трианон», Российский ансамбль старинной музыки и органист Даниэль Зарецкий подарят публике необычное музыкальное представление под названием «Король танцует».

Малый Трианон (Petit Trianon) – это небольшой дворец в двух километрах от Версальского, построенный по приказу французского короля Людовика XV для маркизы де Помпадур. Король, будучи сам прекрасным танцором, повелел записывать танец, как музыку, по нотам. Время его правления стало важнейшим в истории развития хореографии и настоящим «празднеством» французской музыки и танца, а эпоха барокко по праву считается «золотым веком» танцевальной музыки. 

Краевая филармония сотрудничает со многими профессиональными коллективами и в этот раз решила познакомить пермскую публику с «Малым Трианоном» - одноименным театром исторического танца, работающего в эстетике барокко и рококо: грациозные дамы в роскошных ярких костюмах и париках, галантные кавалеры, волшебные звуки барочной музыки и прекрасное пение.

Программа, которую театр по согласованию с Пермской филармонией долго и тщательно готовил специально для фестиваля, во многом уникальна и включает подлинные, воссозданные по историческим документам танцы XVII – XVIII веков в сочетании с авторской хореографией, выдержанной в той же эстетике. А коллекция костюмов создана и изготовлена по эскизам, хранящимся в СПБ театральной библиотеке, и воссоздана впервые.

- Пермяки увидят это первыми, - рассказывает художественный руководитель театра Ярослава Бубнова, искусствовед, автор многих художественных проектов в России и за рубежом. – На пермском фестивале будут представлены премьеры - два прекрасных и очень сложных барочных танца. Один из них – танец Пассакалия Армиды знаменитой Марии Терезы Сублиньи из оперы Жана Батиста Люлли «Армида». Второй – не менее известный и блистательный Антре Апполона, к которому готовится новый костюм.

Известный Российский ансамбль старинной музыки (художественный руководитель - Владимир Шуляковский) специализируется на искусстве барокко XVII века. Коллектив стал первым исполнителем в России многих сочинений западноевропейских мастеров эпохи барокко и первооткрывателем неизвестной музыки русских композиторов 18 века, партитуры которых музыканты находят в архивах и библиотеках.

- Квинтэссенция барокко – французская музыка XVII века, которую мы и будем играть, - говорит Владимир Шуляковский-старший. - В России она звучит чрезвычайно редко. Существует очень узкий круг людей, которые ее знают и в ней разбираются - буквально доли процента. И если высокое и среднее барокко еще худо-бедно еще звучат, то раннее – а это целая плеяда и французских и итальянских композиторов - никому ничего не говорит и практически не звучит. И эту тему надо продвигать. Мы исполним музыку Ребеля, Монтеклера, Дюпара, Клерамбо - это будут премьерные исполнения в Перми. Наряду с ними, будет звучать и музыка Люлли – самого известного французского композитора XVII века, и Рамо - может быть, чуть-чуть менее известного.

Кроме того, пермяки познакомятся и с блок-флейтой сопранино, которую, думаю, у вас еще не слышали.

На концерте музыки барокко (28 марта) выступят известные московские музыканты - Сергей Полтавский (виола д’амур) и Олеся Кравченко (орган). В необычном дуэте объединятся совершенно разные по звуковой природе музыкальные инструменты эпохи барокко: струнный смычковый инструмент - виола д'амур, обладающая магическим голосом, и поющий на разные голоса величественный орган. В руках искусного исполнителя голос виолы д'амур завораживает утонченной красотой. Сергей Полтавский - потрясающий музыкант, виртуозно исполняющий музыку самых разных эпох, обладающий безукоризненной техникой и чистотой интонации, он так глубоко проникает в саму суть музыки, что преподносит её слушателям кристальной ясной и бесконечно захватывающей.
Прозвучат сочинения выдающихся немецких и итальянских композиторов: Дитриха Букстехуде, Иоганна Себастьяна Баха, Иоганна Генриха Шмельцера, Джованни Антонио Пандольфи, Арканджело Корелли и Антонио Вивальди. 

Концертная программа «Галантный век: аффекты и эффекты» (29 марта) создана специально для фестиваля и посвящена вокально-инструментальным сочинениям немецких композиторов XVII-XVIII веков.

Изысканная и чувственная музыка эпохи барокко прозвучит в исполнении пермских музыкантов. Евгения Камянская (орган, клавесин), Антон Когун (скрипка), Евгений Синицын (виола да гамба) и Наталья Кириллова (сопрано) знают толк и в барочных страстях, и  в тонкостях исторического исполнительства.

Кроме сопрано, органа и скрипки зазвучит редкий для нашего времени струнно-смычковый инструмент - виола да гамба. «Коленная виола» (так буквально переводится её название с итальянского) близка по размеру и диапазону современной виолончели. На этом концерте Виола да гамба (или гамба) покажет себя и как прекрасный сольный инструмент, и как чуткий участник барочного ансамбля.

На концертном вечере предстоит увлекательное путешествие по барочной Германии XVII-XVIII веков. Будет представлена целая галерея великих мастеров, ярчайших представителей самого удивительного и причудливого стиля в истории музыки: Дитрих Букстехуде, Генрих Шютц, Генрих Игнац Франц фон Бибер, Георг Бём, Георг Филипп Телеман, Георг Фридрих Гендель и как вершина барочного Олимпа - Иоганн Себастьян Бах.

Впервые в Перми прозвучат Salve Regina и Духовный концерт Генриха Бибера, а также Соната для гамбы анонимного автора из манускрипта Кромержиша - одного из самых ценных хранилищ книг в Чехии. В нем хранятся не только манускрипты и первопечатные книги, но и бесценные издания XVI-XVIII веков. Помимо этих ценнейших коллекций, замок Кромержиж хранит еще одну, поистине уникальную – коллекцию музыки. Епископ Карел Лихтенштейн собрал великие произведения гениальных музыкантов - Гайдна, Моцарта и других.

«Дуэт королей» - программа, где орган и труба прозвучат дуэтом (31 марта). По приглашению филармонии на сцене Органного зала выступят музыканты из Санкт-Петербурга: трубач-виртуоз, солист оркестра Мариинского театра Геннадий Никонов и любимица петербургской публики органистка Мария Лобецкая.

Основу программы концерта составит барочная музыка Германии, прозвучат сочинения Иоганна Себастьяна Баха, Николауса Брунса, Георга Муффата. Будет исполнен такой шедевр барокко, как «Адажио» итальянца Томазо Альбинони. Программу украсят два варианта музыкальной молитвы «Аве Мария» - Баха-Гуно и аргентинского композитора XX века Астора Пьяццоллы. XX век будет также представлен узнаваемой с первых тактов, полной душевного трепета музыкой Микаэла Таривердиева. Завершит концерт «Эхо радости» - современное сочинение знаменитого немецкого органиста и композитора Ханса Андре Штамма.

Геннадий Никонов - единственный в России контртенор, который сумел соединить великолепный вокал и игру на трубе, что он и продемонстрирует на концерте, чередуя их в произведениях Баха, Альбинони.

Именно этот дуэт завершит фестиваль 1 апреля выездным концертом в ДК г. Чайковский.

Впервые пройдет и творческая встреча с Марией Лобецкой, которая расскажет жителям города об органе и органном образовании в России. Продолжая традиции постоянной, творческой работы Пермской филармонии с юными дарованиями, трубач-виртуоз Геннадий Никонов проведет мастер-класс по специальности «труба» для музыкантов Кадетского духового оркестра Лобановской средней школы 30 марта.

Кроме пермской публики, концерты фестиваля в прямой трансляции смогут посмотреть жители Губахи, Кунгура, Ильинского, Скобелевки, Усть-Качки, Чермоза, Чернушки, Звездного, Лысьвы, Краснокамска, Добрянки, Елово, Новых Лядов, Голованово, курорта «Ключи», Чайковского, Белоево, Юрлы. Также все выступления будут транслироваться на сайт филармонии.

I Фестиваль аутентичной музыки Пермской филармонии – серия уникальных концертов виртуозных музыкантов, это широчайшая палитра разных жанров и редких, эксклюзивных инструментов, богатый духовный и эмоциональный контент с просветительским вектором.

Информация предоставлена пресс-службой филармонии

17.03.2021



← новости

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей