• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


13.04.2021

Минин-хор отметит день рождения презентацией нового диска

27 апреля в концертном зале Российской академии музыки имени Гнесиных состоится презентация нового диска Московского камерного хора: с записью сочинений Альфреда Шнитке.

Московский государственный академический камерный хор (Минин-хор), в апреле нынешнего года отмечающий 49-летие с момента основания, представляет новый CD из произведений одного из главных композиторов XX века Альфреда Шнитке (1934 — 1998).

Центральный элемент программы — Реквием (1975), одно из самых концептуальных высказываний Шнитке. Замысел родился во время работы над Квинтетом для фортепиано, двух скрипок, альта и виолончели. Изначально одна из частей этого сочинения представляла собой инструментальный реквием в миниатюре. Вскоре Шнитке получил заказ на музыку к спектаклю «Дон Карлос» (трагедия Фридриха Шиллера) Московского  академического театра имени Моссовета; основой саундтрека должен был стать Реквием. Но сочинение переросло заданные рамки. Ради Реквиема Шнитке отложил работу над Квинтетом. Реквием завершен в 1975 году, премьера прошла в 1977 году в Будапеште (Венгрия), а на родине Шнитке, в СССР произведение долгое время «гуляло» в магнитофонных записях, и восторженные отклики передавались буквально из уст в уста. До сих пор сочинение крайне редко исполняется и записывается.

Главная трудность Реквиема — в смелом соединении стилей (от Барокко до авангарда), «высокого» и «низкого», в «драгоценном сплаве глубины и простоты» (фраза из рецензии Шнитке на концерт пианиста Алексея Любимова, которая так много говорит нам о его собственном сочинении). Зримое воплощение контрастов — состав исполнителей: наряду с традиционными для духовной музыки хором, органом — фортепиано, ансамбль ударных и духовых, электрогитара и бас-гитара.  Реквием — одновременно одно из высших выражений полистилистики (принцип, сформулированный композитором, означает, что материалом для творца становятся буквально все звуки нашего мира) и так называемой новой простоты Шнитке. Невероятно трудно передать и дух спонтанности, которым пронизано сочинение. Шнитке говорил: «Реквием появился помимо моих сознательных усилий». Один из главных исследователей его творчества профессор Валентина Холопова отмечала: «Реквием сочинился Шнитке так легко, как если бы эту музыку ему подарили». 14 частей, в основном, воспроизводят классическую модель (идеалом Шнитке был Реквием Моцарта), и лишь одна из них (13-я, Credo — «Верую») обычно отсутствует в Реквиеме; Шнитке ввел ее, чтобы сделать композицию более динамичной. Последняя часть повторяет первую. Использован традиционный латинский текст заупокойной службы.

Для Минин-хора обращение к музыке Шнитке — одновременно дань традиции и новый этап биографии. С самого начала почти полувековой истории Владимир Минин и его хор уделяли огромное внимание пропаганде современной музыки. Нынешний альбом — первая запись под управлением Тимофея Гольберга. По инициативе дирижера, в 2019 году ставшего художественным руководителем коллектива, в репертуар Минин-хора вошло немало сочинений XX — XXI столетий. В ноябре 2019 года в Москве под управлением Тимофея Гольберга состоялось 2 исполнения Реквиема Шнитке (Римско-католический Кафедральный собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, Рахманиновский зал Консерватории).

Тимофей Гольберг: «В Реквиеме Шнитке многочисленные музыкальные аллюзии, контрастные стили спаяны в единую философскую и музыкальную концепцию. В этой концепции Барокко — образ идеального, но утраченного мира, диссонансы —   хаос мира сегодняшнего, а, например, танго —   аллегория гибели нравственности. Это очень «атмосферный» Реквием с множеством созерцательных и медитативных моментов».

Запись Реквиема сделана зимой 2021 года в Тонстудии Мосфильма звукорежиссером Геннадием Папиным. Помимо Реквиема, альбом включает Три духовных хора, обращающиеся к православной музыкальной традиции и сочиненные в одну ночь 1984 года.

Помимо Реквиема Шнитке, в концерте 27 апреля Минин-хор исполнит хоровую миниатюру Гии Канчели (1935 — 2019) для хора и ансамбля ударных «Убаюкивание солнца» (Lulling the sun, 2008). Шнитке и Канчели связывала многолетняя дружба, ее фундаментом была общность художественных устремлений.

Кроме самого альбома, Минин-хор представит 10-минутный документальный фильм о том, как проходила запись.

И еще одно событие ждет зрителей концерта — вручение адреса Народному артисту СССР, лауреату Государственной премии СССР, основателю и Президенту Хора Владимиру Николаевичу Минину. Этой весной исполняется 50 лет с того момента, как легендарный дирижер стал ректором Института имени Гнесиных.

В концерте участвуют:

Московский государственный академический камерный хор. Солисты: Светлана Николаева (меццо-сопрано), Маргарита Петухова (сопрано), Почетный работник культуры города Москвы Евгения Сорокина (сопрано), Юлия Золотарева (сопрано), Петр Ломакин (тенор), Татьяна Никитюк (меццо-сопрано);

— Ансамбль ударных инструментов Академического симфонического оркестра МГАФ в составе: Александр Базик, Семен Хананаев, Александр Выборнов, Егор Веселовский;

— Константин Лиманцев, труба: Антон Суменков, тромбон; Алексей Заволокин, электрогитара, Сергей Сокулер, бас-гитара; Марианна Высоцкая, орган; Анна Стяжкина, челеста, Елена Ильина, фортепиано.

Дирижер — Тимофей Гольберг

Информация предоставлена пресс-службой Минин-хора

13.04.2021



← новости

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей