Новости |
"Бал-маскарад" открыл 24 сезон в "Геликон-опере"
5 сентября накануне премьеры оперы Дж.Верди "Бал-маскарад" в московском театре «Геликон-опера» состоялась пресс-конференция с участием режиссера-постановщика спектакля, художественного руководителя театра, народного артиста России Дмитрия Бертмана, потомка композитора Джузеппе Верди дирижера Симоне Фермани (Италия) и художника-постановщика спектакля, заслуженного художника России Игоря Нежного.Премьерой оперы Верди «Бал-маскарад» популярный московский театр «Геликон-опера» открыл сезон и одновременно фестиваль «Вагнер-Верди». Как известно, этот год проходит поз знаком двух великих В – таким образом театр вносит свою лепту в празднование грандиозных музыкальных дат. Изюминку премьерному событию добавил факт, что на двух премьерных показах спектакля оркестром театра дирижировал прямой потомок самого Джузеппе Верди, Симоне Фермани.
По словам Дмитрия Бертмана, в репертуаре театра Верди присутствовал всегда. Это «Травиата», «Аида», «Фальстаф», «Набукко»… «По техническим причинам сейчас мы можем делать большую премьеру один раз в год, - сообщил художественный руководитель театра. – И когда мы думали о том, какое название представить в этом году – сразу решили взять «Бал-маскарад». Эта опера Верди популярна во всем мире, но на московских сценах ее не ставят. Когда-то «Бал-маскарад» шел в Большом театре, в постановке Семена Штейна, с прекрасными декорациями Бенуа, и это была очень известная и популярная постановка, в которой любой зритель, пришедший в Большой театр на этот спектакль, мог увидеть весь букет его звезд – Тамару Милашкину, Зураба Соткилаву, Маклалу Касрашвили, Елену Образцову, Ирину Архипову, Нину Терентьеву…».
Для самого Дмитрия Бертмана опера «Бал-маскарад» имеет особое значение – режиссер грезил ею с детства. «Для меня этот материал не новый, а если говорить, сколько я готовился к постановке – где-то с семи лет, - поведал Бертман. - Мне кажется, сегодня эта опера может прозвучать очень своевременно, несмотря на всю ее канканность, опереточность».
Бертман смело использует современные костюмы и сумрачные лаконичные декорации, созданные художниками театра Игорем Нежным и Татьяной Тулубьевой, прежде всего для того, чтобы выявить музыкальную драматургию спектакля, подчеркнуть свою концепцию. «Мне захотелось пойти по другому пути, посмотреть на эту историю иначе, - объяснил Дмитрий Бертман. – В этой опере нет романтики, а музыка очень жесткая. Во многих кусках музыкального материала слышен Бетховен, причем не просто цитаты Бетховена, как цитаты лейтмотивов, а большими кусками. Опера создавалась в период войны и, конечно, образ Бетховена стал образом австро-венгерской истории. Это история власти, история борьбы за нее, история предательства. Именно это было важно. Мне кажется, вряд ли можно найти оперу, в которой главные герои – правитель и оппозиция. А здесь такая политическая животрепещущая история, и мне захотелось посмотреть – через призму, как эта канканная музыка может быть немного другой и жесткой, не иллюстративной, а именно жесткой. Ведь наша жизнь тоже часто бывает в канканах».
Итальянский дирижер Симоне Фермани, впервые приехавший в Россию на открытие сезона в «Геликон-опере» — праправнук Джузеппе Верди. Кстати, происхождение маэстро Фермани и его родословная вызвали много толков. По словам самого итальянского дирижера, его прабабушкой была Луиджа Фиандрини — внебрачная дочь Джузеппе Верди и певицы Джузеппины Стреппони. Опасаясь пересудов, родители решили отдать ребенка на воспитание. «Джузеппина Стреппони каждый месяц приезжала к дочери, - рассказал маэстро. – По семейной легенде – в карете, запряженной четверкой лошадей, в роскошном черном платье. Она уговаривала Луиджу вернуться в семью Верди. Но та неизменно отвечала: «Я не хочу бросать своих детей, как ты когда-то бросила меня». Сам Симоне Фермани узнал о том, что он – прямой потомок великого Верди, 13 лет назад, и в доказательство этой версии представил журналистам книгу, изданную в Италии в 2011 году, в которой опубликованы доказательства его родства с Джузеппе Верди.
«Я очень рад, что маэстро Фермани приехал к нам дирижировать двумя спектаклями, - заявил Дмитрий Бертман. – Он интересно работал с оркестром, с солистами, с утра до вечера находился в театре. Как мастер, который много дирижировал разными операми, в том числе и Верди, маэстро приехал со своей дирижерской концепцией, но, когда увидел, как формируется спектакль, эту концепцию стал менять, понимая, что театр – это главное в опере, что это – сценическое воплощение оперы, а не просто концертное исполнение. И я очень благодарен ему за это».
В свою очередь, Симоне Фермани заявил, что рад присутствовать и работать в спектакле, в котором Дмитрий нашел нечто новое и необычное. «Эта гениальная идея пришла к нему несколько лет назад, когда он ставил в Риге «Тоску», - вспоминает маэстро. – Мы познакомились, поговорили, он рассказал о своей концепции спектакля. Мы стали друзьями, и он предложил мне приехать в Москву дирижировать «Бал-маскарад». Мне понравилась его идея постановки этой оперы, и я согласился. Когда я начал работать здесь, ощутил, что театр «Геликон-опера» впитал в себя его идею постановки. То, что было найдено здесь, и я с этим абсолютно согласен, – это войти внутрь музыки и найти что-то отличное, не только костюм, не только место, а нечто, уже заложенное в музыке. Я был полностью захвачен этим новым стилем постановки, который для меня, как итальянского дирижера, весьма интересен. И да, мне пришлось изменить мое собственное представление о том, как полагается ставить эту оперу. Я задумался, а почему бы нет? По моему мнению, «Геликон» - это будущее оперы».
«Бал-маскарад» открывает в «Геликон-опере» фестиваль, посвященный 200-летним юбилеям сразу двух композиторов – Верди и Вагнера. Их музыка в театре будет звучать до конца октября.
Ирина ШЫМЧАК
Фото автора
06.09.2013
Анонсы |
-17.03.25-
-06.04.25-
-07.06.25-
-14.06.25-