Новости |
Владимир Федосеев представит проект «Сумбур вместо музыки»
28 апреля Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского и Владимир Федосеев представят в Большом зале Московской консерватории проект «Сумбур вместо музыки». В качестве солиста с оркестром выступит пианист Вадим Руденко. Фрагменты статей и выдержки из Постановления Политбюро ЦК ВКП(б) 1948 года прочитает лауреат премии «ТЭФИ» Владимир Молчанов.
БОЛЬШОЙ ЗАЛ КОНСЕРВАТОРИИ
28 апреля, четверг, 19.00
Большой симфонический оркестр имени П.И. Чайковского
Дирижер —
Владимир Федосеев
Солист —
Вадим Руденко (фортепиано)
Владимир Молчанов (чтец)
«Сумбур вместо музыки»
По статьям, опубликованным в 1936 году в газете «Правда»,
и Постановлению Политбюро ЦК ВКП(б) 1948 года
28 апреля Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского и Владимир Федосеев представят в Большом зале Московской консерватории проект «Сумбур вместо музыки», который призван показать слушателям целый пласт нашей культуры, в условиях тоталитарного режима оказавшийся «репрессированным искусством». В программу концерта вошли Концерт для фортепиано с оркестром № 1, сюита из музыки к пьесе «Условно убитый», фрагменты из оперы «Леди Макбет Мценского уезда» и балета «Светлый ручей» Дмитрия Шостаковича, Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам» Сергея Прокофьева, «Завод. Музыка машин» Александра Мосолова, а также фрагменты из музыки к драме М. Лермонтова «Маскарад» и балета «Гаянэ» Арама Хачатуряна. В качестве солиста с оркестром выступит пианист Вадим Руденко. Фрагменты статей, опубликованных в 1936 году в газете «Правда», и выдержки из Постановления Политбюро ЦК ВКП(б) 1948 года прочитает лауреат премии «ТЭФИ» Владимир Молчанов.
Название концерту дала печально известная статья, напечатанная 80 лет назад, 28 января 1936 года, в газете «Правда» и посвященная опере Дмитрия Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда». «Это музыка, умышленно сделанная “шиворот-навыворот”, — писал анонимный автор “Правды”, — так, чтобы ничего не напоминало классическую оперную музыку, ничего не было общего с симфоническими звучаниями, с простой, общедоступной музыкальной речью. Это левацкий сумбур вместо естественной, человеческой музыки. Это игра в заумные вещи, которая может кончиться очень плохо». Вскоре после «Сумбура» была опубликована статья «Балетная фальшь», где уничтожающей критике подверглось еще одно сочинение Шостаковича — балет «Светлый ручей». Опера «Леди Макбет», до того с успехом шедшая на сценах Москвы и Ленинграда, была на несколько десятилетий снята с репертуара. Многие другие сочинения автора ждала такая же судьба.
Тема «сумбура вместо музыки» не ограничивается 1936 годом. После того, как Пятая симфония Шостаковича, впервые прозвучавшая в 1937 году, была официально признана «ответом художника на заслуженную критику», казалось, беда миновала композитора. В течение последующего — весьма плодотворного — десятилетия он получил Орден Трудового Красного Знамени (1940), звания Заслуженного деятеля искусств РСФСР (1942) и Народного артиста РСФСР (1947), а также три Сталинские премии (1941, 1942, 1946), прочно заняв позицию «советского композитора номер один».
Однако в 1948 году репрессивная мощь государственной машины обрушилась на Шостаковича снова, а многие из обвинений 1936 года не только повторились, но и существенно усилились, приобретя политический оттенок. Жертвой новой кампании стала практически вся композиторская элита страны: Сергей Прокофьев, Арам Хачатурян, Николай Мясковский, Гавриил Попов, Виссарион Шебалин были ошельмованы на государственном уровне. 14 февраля 1948 года, по Приказу №17 Главного управления по контролю за зрелищами и репертуаром Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР было решено «запретить исполнение и снять с репертуара» внушительный список произведений этих композиторов. И для всей музыкальной общественности СССР 1848 год стал историческим поворотным пунктом — «водоразделом», разграничившим историю на «до» и «после»…
28.04.2016
Анонсы |
-22.02.25-
-24.02.25-
-07.06.25-
-14.06.25-