Новости |
Премьера драматической легенды Гектора Берлиоза «Осуждение Фауста» в Большом театре
22 июля на Исторической сцене Большого театра состоится премьера драматической легенды Гектора Берлиоза «Осуждение Фауста». Дирижером-постановщиком спектакля выступит главный дирижер и музыкальный руководитель театра Туган Сохиев, режиссером – Петер Штайн. Премьерная серия показов пройдет с 22 по 25 июля.
Государственный академический Большой театр
Историческая сцена
Премьера 22 июля 2016 года
Гектор БЕРЛИОЗ
Осуждение Фауста
Драматическая легенда в четырех частях
Либретто композитора и Альмира Гандоньера
по трагедии Иоганна Вольфганга Гёте «Фауст»
в переводе Жерара де Нерваля
Дирижер-постановщик — Туган Сохиев
Режиссер-постановщик — Петер Штайн
Сценограф — Фердинанд Вегербауэр
Художник по костюмам — Нана Чекки
Художник по свету — Иоахим Барт
Главный хормейстер — Валерий Борисов
В Большом театре «Осуждение Фауста» впервые прозвучало в концертном исполнении в 1921 г., а затем было исполнено лишь в 2002 г. В последние годы, по инициативе музыкального руководителя театра Тугана Сохиева в концертах Большого театра регулярно звучат сочинения Берлиоза («Реквием», кантата «Смерть Клеопатры», вокальный цикл «Летние ночи»). Однако еще ни одно произведение «неистового романтика» не получало на сцене Большого сценического воплощения.
Туган Сохиев:
«Это один из самых любимых моих композиторов. Не будь его, мы не знали бы той романтической - и не только - музыки, которую знаем сегодня. Влияние Берлиоза на развитие всего дальнейшего музыкального искусства (включая Равеля и Дебюсси), его стилистики и выразительных средств трудно переоценить. При этом Берлиоз был практически современником Бетховена (он начал писать «Восемь сцен из Фауста», когда Бетховен еще был жив)! Хотя, конечно, последние произведения Бетховена и то, что писал Берлиоз, начиная с «Фантастической» симфонии, – это абсолютно разные полюса...
Нашей культуре далеко не чуждо все французское – литература, живопись, музыка. Однако многое из французской музыки мы обходим, исполняя только популярные сочинения. А ведь Берлиоз дважды ездил в Россию – и уже в первый приезд имел колоссальный успех. Значит, еще в XIX веке его музыка была близка нашему слушателю».
Фото Дамира Юсупова
По мнению дирижера-постановщика, Берлиозу было свойственно театральное мышление, но в «Осуждении Фауста» на первый план выходят музыкально-выразительные средства: «Сюжет, скорее, является импульсом для выражения чувств, которые его волновали. Берлиоза интересует не история Фауста сама по себе, а состояние героев и наиболее яркие (по его мнению) сценические ситуации. Именно поэтому он очень «конспективно» идет – вернее, скачет, как Фауст с Мефистофелем – по сюжетной линии».
Но театральная составляющая нашей премьеры также относится к главным ее интригам. «Осуждение» ставит Петер Штайн. Весь мир знает его как выдающегося режиссера и драматического театра (в этом качестве он хорошо известен и нашей публике начиная с 1991 г., последняя его российская постановка – «Борис Годунов» А. Пушкина в московском театре Et-cetera, 2015 г.), и оперного. Его спектакли идут на крупнейших музыкальных сценах мира (Ла Скала, Метрополитен-опера, Парижская опера, Зальцбургский фестиваль). В 2014 г. Петер Штайн осуществил постановку «Аиды» Дж. Верди на сцене Московского академического музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко.
Последователь режиссерских традиций Станиславского, Штайн исповедует довольно редкий для сегодняшней оперной режиссуры принцип: не отступать от намерений композитора. Место и время действия, характеры действующих лиц, их костюмы и поведение на сцене – все соответствует либретто.
Туган Сохиев: «Штайн ничего не «интерпретирует». Он делает только то, что написал автор - и в этом прелесть работы с ним. Он идет на все сто процентов! Если написано, что Фауст и Мефистофель исчезнут, значит, они действительно исчезнут. Если герои «улетают», то… куда-нибудь улетят!»
«Фауст» Гете, между тем, сыграл исключительную роль в творческой жизни самого Петера Штайна. Одним из главных событий его жизни стала постановка в Ганновере в (2000 г.), где режиссер впервые представил обе части трагедии без купюр – спектакль шел два дня и длился в общей сложности более двадцати часов!
Впрочем, наш случай, как раз совсем другой. «Мы не ставим «Фауста» Гете», - с этого режиссер начал рассказ о будущем спектакле на первой встрече с исполнителями. Показывая и комментируя основные мизансцены, он обращал внимание на главные трудности театрального воплощения «драматической легенды»: почти постоянное присутствие на сцене хора (при этом хористы постоянно должны переодеваться, так как изображают различных действующих лиц), стремительно меняющиеся картины, предусматривающие полную перемену декораций… Даже в условиях «модернизированного», технически оснащенного театра наших дней точно следовать указаниям композитора будет нелегко. Но он намерен идти в этом направлении до конца.
Оперного режиссера Петера Штайна отличает еще одно качество. Оперный спектакль для него - не «личное пространство», но плод совместной работы с дирижером, с которым должно возникнуть полное взаимопонимание.
Туган Сохиев: «У нас абсолютно одинаковое ощущение этого сочинения… Это человек, который с огромным пиететом относится к композитору и его партитуре, обращает внимание и на динамические, и на ритмические нюансы. Режиссер работает с нотами - и это замечательно! Мне кажется, что в Штайне тоже есть что-то берлиозовское, но на немецкий лад…»
Исполнительские составы включают ведущих солистов Большого и замечательных приглашенных артистов.
Премьерная серия показов состоится 22, 23, 24 (12.00 и 19.00) и 25 июля 2016 года.
25.07.2016
Анонсы |
-17.12.24-
-04.02.25-
-07.06.25-
-14.06.25-