Новости |
"Бетховен. Брукнер" с Барати и Гергиевым в Мариинке
27 июля в Концертном зале Мариинского театра меломанов ждет великолепная программа "Бетховен. Брукнер" с участием Кристофа Барати (скрипка) и Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева.Мариинский театр
Концертный зал
27 июля, в 20:00
Бетховен. Брукнер
Cолист – Кристоф БАРАТИ
(скрипка)
Симфонический оркестр Мариинского театра
Дирижер – Валерий ГЕРГИЕВ
В ПРОГРАММЕ:
Людвиг ван Бетховен
Концерт для скрипки с оркестром ре мажор, соч. 61
Антон Брукнер
Симфония № 6 ля мажор
О КОНЦЕРТЕ:
Allegro ma non troppo
Larghetto
Rondo
Концерт Бетховена для скрипки с оркестром ре мажор (1806) принадлежит к лучшим произведениям этого жанра в европейской музыкальной классике. Его отличают глубина содержания вместе с величавой простотой тем, трогательный и искренний лиризм, благородная сдержанность чувств и подлинный аристократизм. Последнее проявляется в нежелании потворствовать вкусам публики, по установившемуся обычаю ждущей от концерта демонстрации виртуозных качеств солиста и его инструмента. Между тем, как и в фортепианных концертах, композитор стремится здесь приблизиться к симфонии. У Бетховена «виртуозность всегда остается слугой вдохновения» (Эдуард Эррио).
Премьера сочинения состоялась в Вене 23 декабря 1806 года и прошла без особого успеха. Исполнял концерт известный виртуоз Франц Клемент. Спустя год он решился повторить одну только первую часть концерта и снова не нашел отклика у венцев. Удивительно, но шедевр Бетховена более ни разу не исполнялся при его жизни.
Разочарованный Бетховен по совету Муцио Клементи (композитора и блестящего пианиста) переложил в 1807 году скрипичную партию для фортепиано и даже написал фортепианные каденции к первой части и к финалу. Увы, и эту редакцию Бетховену не суждено было услышать; редко исполнялась она и на протяжении последующих двух столетий. Зато оригинальная партитура Бетховена, изданная только в 1861 году (при жизни композитора напечатаны были лишь сольная партия и оркестровые голоса), с тех пор завоевала признание во всем мире.
Иосиф Райскин
Антон Брукнер начал Шестую симфонию в августе или сентябре 1879 года, а окончил ее 3 сентября 1881-го. Экземпляр партитуры с посвящением он преподнес своему тезке Антону фон Эльцельт-Навин и его супруге – венским домовладельцам, которые, почитая музыку композитора, предоставили ему квартиру на очень выгодных условиях.
Одну из тем Шестой симфонии Брукнер сымпровизировал еще в молодости, в бытность свою органистом монастыря св. Флориана. Начало первой части несколько напоминает начало Vivace другой симфонии в тональности ля мажор – Седьмой Бетховена. Формально первая часть сочинена Брукнером в четырехдольном размере, но трехдольные ритмы постоянно оспаривают первенство: то ли по примеру той же симфонии Бетховена, то ли по воспоминаниям о собственном Марше для духового оркестра (1865), где наблюдается та же ситуация. Трубы и тромбоны выступают в Шестой столь мощно, что четыре валторны рядом с ними часто теряются (в Седьмой симфонии валторн станет восемь).
Ни грандиозной первой части, ни смутного, словно блуждающего впотьмах минорного финала Шестой симфонии Брукнер до конца жизни так и не услышал. Лишь Adagio и Скерцо 11 февраля 1883 года исполнил оркестр Венской филармонии.
Анна Булычёва
27.07.2016
Анонсы |
-17.12.24-
-04.02.25-
-07.06.25-
-14.06.25-